СЕМЬЯ СОЛНЦА

ORBITING THE SUN

руководитель - Крутов А.Н.

Цель проекта "Семья Солнца" состояла в изучении методологии применения персонального компьютера для моделирования движения группы тел на примере движения планет Солнечной системы. Предполагалось, что в процессе выполнения проекта его участники разработают математическую модель движения планет в гелиоцентрической системе координат, познакомятся с различными системами координат (декартова, полярная, сферическая), освоят преобразования координат, разработают алгоритм решения задачи и напишут соответствующую ему программу на языке PASCAL.

До начала работы над проектом, предполагалось, что при условии, что состав участников будет достаточно однороден по подготовке, они составят несколько рабочих групп, одна из которых будет разрабатывать математическую часть задачи и алгоритмы, другая будет решать проблемы, связанные с визуализацией движения, а третья группа займется организацией программы в целом.

На практике, реализация проекта происходила несколько иначе. После представления проектов, желание работать в проекте изъявили 10 участников школы: два школьника из базовых школ Казанского государственного университета в возрасте 15 и 16 лет, один школьник из г. Дубны 15-и лет, два школьника из Швеции в возрасте 15-и лет и пять школьников из Москвы и Дубны в возрасте от 8 до 12 лет.

При знакомстве с участниками проекта выяснилось, что необходимая для реализации проекта подготовка по математике и физике (в объеме 8-9 классов средней школы) есть только у трех советских участников, которые немного знакомы с языком программирования PASCAL, и что шведские школьники моггут работать только на IBM PC, поскольку из-за отсутствия в шведских школах ПЭВМ типа JAMAHA, разработанные на ней программы невозможно продемонстрировать в Швеции.

Отсутствие достаточного количества IBM-совместимых ПЭВМ заставило пересмотреть концепцию реализации проекта и отказаться от формирования "профессиональных" рабочих групп. Вместо этого, одна задача решалась разными исполнителями на разных ПЭВМ и в разных системах программирования: на ПЭВМ JAMAHA в среде TURBO-PASCAL 3.0 и на IBM PC/AT в среде TURBO PASCAL 5.5.

Следует отметить, что шведские школьники и часть советских школьников осваивали соответствующие системы программирования непосредственно в процессе решения задачи.

В результате работы, обе группы исполнителей разработали программы, позволяющие наблюдать на экране ПЭВМ движение планет в гелиоцентрической и в заданной планетоцентрической системе координат с осями неподвижными относительно звезд, что составляет для разных групп от 50 до 75 % планируемой готовности проекта.

Все участники работы приобрели в процессе работы твердые знания в исследуемой предметной области , овладели основами методики применения ПЭВМ для моделирования движения и приобрели навыки программирования в новых для них системах.

Оценивая работу над проектом в целом, можно считать, что планируеммые цели в основном достигнуты, так что работу можно считать вполне успешной. Разработанные фрагменты программного обеспечения могут стать основой для компьютерного практикума по курсам "Механика" и служить в качестве учебного программного обеспечения при изучении соответствующих разделов астрономии в старших классах и естествознания в младших классах средней школы.