Целями проекта являлись:
- приобретение навыков работы в творческом коллективе;
- овладение методикой применения ПЭВМ на примере имитации движения
космического корабля;
- изучение некоторых разделов астрономии, физики математики.
В процессе работы помимо вышеуказанных целей была поставлена задача овладения основными принципами проектирования программных комплексов, чему способствовал выбор в качестве базового языка Тurbo Pascal 5.5, позволяющего писать хорошо структурированные программы.
Работу над проектом вел интернациональный творческий коллектив, состоящий из шести исполнителей ( трое москвичей 1974 года рождения, двое словаков 1975 и 1974 гг рождения, одного дубненца 1975 года рождения), руководителя и ассистента проекта. В ходе работы между участниками проекта возникло взаимопонимание, языковых трудностей не возникало.
Перед участниками проекта стояла задача разработки модели движения космического корабля на активном и пассивном участках траектории с визуализацией движения на ПЭВМ.
В реализации проекта можно выделить две части: теоретическую и экспериментальную.
Теоретическая проработка включала следующие этапы:
1. Разработка математической модели движения спутника на пассивном
участке траектории:
- изучение законов, необходимых для описания движения материальной точки под действием центральной силы;
- выявление параметров, влияющих на вид траектории;
- определение вида траектории;
- разработка алгоритма отображения движения на ПЭВМ.
2. Анализ возможных способов маневрирования на орбите и построение
математической модели коррекции орбиты, стыковки космических кораблей.
3. Рассмотрение "активных" учасков полета на этапах взлета и посадки.
Экспериментальная часть состояла в реализации на ПЭВМ алгоритмов движения спутника на пассивном участке и ее аппробации при различных начальных условиях.
Входной контроль показал различную подготовленность участников в предметной области и различный уровень компьютерной грамотности.
Часть учащихся не имела представления о способах моделирования физической ситуации и не смогла предложить программу полета космического апппарата.
Некоторые учащиеся оказались хорошо подготовлены в предметной области и для них не представляло труда предложить схему моделирования движения космического корабля. Постановку задач не смог предложить никто, но были попытки разработки моделей и алгоритмов движения.
Уровень компьютерной грамотности ограничивался знанием Ваsic, двое участников знали Паскаль. Система Тurbo-Pascal 5.5 новой для всех участников проекта, включая руководителя и ассистента.
Выходной контроль показал , что понимание исполнителями основных принципов моделирования возникло, но в предметной области не все прорабатываемые теоретически разделы были освоены участниками. Освоение Turbo-Pascal 5.5 трудностей не встретило.
Конечным продуктом проекта яввляются разработанные в процессе работы модели и программный комплекс, в котором реализована модель движения спутника на пассивном участке траектории и предусмотрена возможность наращивания программы для моделирования движения на активных участках при проведении коррекций орбиты, стыковок, взлета, посадки.
Разработанный программный комплекс при доработке может быть использован на уроках астрономии и физики или в предполагаемом курсе информатики и может быть доработан пользователями.