Изначально основной задачей проекта было вписывание конструкций в пейзаж. В самом врисовывании нет ничего сложного, однако трудно достигнуть того, чтобы результат выглядел гармонично. Глядя на результат, всегда можно сказать, вписывается конструкция в пейзаж или нет. Но непонятно - как самому составить такую композицию, чтобы она не резала глаз? Решение этого вопроса и стало целью проекта.
Одно из самых важных понятий в композиции - пропорция. Почему какое-то строение выглядит придавленным к земле, а какое-то наоборот незаконченным? Почему одна башня может казаться слишком высокой, а другая слишком низкой? Дело в пропорциях, то есть в отношении размеров. Ещё в древности было выведено "золотое сечение" - отношение 1/1,6. Такие пропорции соблюдались в греческих храмах.
Человек не очень хорошо воспринимает симметричные композиции, они кажутся неживыми. Известен опыт, при котором сфотографировали человеческое лицо, разделили его вертикально пополам, одну половину зеркально отразили и таким образом получили абсолютно симметричное лицо. Люди, которым показали это изображение, нашли его отталкивающим. Именно поэтому при составлении композиции не стоит создавать симметрии.
Рассмотрим пропорциональность строений на примере 3-х домов, сфотографированных в окрестностях Большой Весты.
Об этом доме можно сказать, что у него слишком большая крыша по отношению к общим размерам и благодаря ней он выглядит "придавлено". Его приземистость подчёркивается тем, что стены разделены на квадраты. Маленькие окна на правой части фасада также усиливают общее впечатление придавленности к земле. Крыша нависает над вторым этажом, а второй - над первым.
Диагноз - дом непропорционален.
Были предложены различные изменения этого дома, не связанные с кардинальной перестройкой здания, как то: " В квадратах, на которые разделены стены, провести декоративные вертикальные линии. Известно, что вертикальные линии делают тело визуально выше, а горизонтальные - ниже. " Продолжить вертикальные разделительные линии на сиенах на крышу, тогда дом в общем станет выше и, возможно, крыша будет меньше давить на него. " Добавить ещё вертикальные линии - столбы, как будто поддерживающие второй этаж; возможно, этим сгладится нависание второго этажа над первым. " Изменить окна на правой части фасада.
Этот дом противоположно первому выглядит слишком вытянуто. Крыша по отношению к дому слишком мала. На нём не хватает окон и они слишком маленького размера. В этом строении почти нет горизонтальных линий, тогда как вертикальных предостаточно - водосточные трубы, вертикальные окна на углах и т. д. Именно из-за этого он выглядит непропорциональным - недостаточный размер крыши подчёркивается недостатком горизонтальных линий.
Диагноз - тот же.
Рекомендации: " Добавить окна на наиболее "голых" стенах. " Сделать декоративные горизонтальные линии на стенах - например выложенные из более тёмного кирпича " Дополнительная возможность - насадить непосредственно вблизи стен живую изгородь, дабы визуально уменьшить высоту стен.
На непритязательный взгляд участников проекта этот дом выглядит гораздо лучше двух предыдущих. Выгодно смотрится пристройка с крыльцом, которая разделяет его в определённой пропорции. Например, отношение высоты одного этажа к высоте крыши (самого дома или пристройки) - золотое сечение. Дом в целом не создаёт впечатления непропорционального - ни слишком высокого, ни слишком низкого.
Любую картину можно разделить вертикальной или горизонтальной линией
пополам и сравнить заполненность получившихся частей. Если одна из частей
более заполнена, то она кажется "тяжелее", перевешивает композицию в свою
сторону. Также перевешивать может объект на фоне, если он смещён в
какую-то сторону, или пятно другого цвета. При этом тёмные цвета кажутся
"тяжелее".
Дом, изображённый ниже, в таком освещении кажется перевешенным направо
из-за того, что позади него справа деревьев заметно больше, чем слева. Не
уравновешивает композицию даже тёмное пятно затенённой части дома.
Поэтому, хотя дом и расположен практически посередине изображения, он
кажется сдвинутым направо.
Тот же дом, сфотографированный в немного другом ракурсе, выглядит совсем по-другому. Деревья на заднем плане распределены почти равномерно, поэтому затенённая сторона дома перевешивает композицию.
Существует понятие цветового круга - цвета радуги. Считается, что хорошо сочетаются цвета, соседние на круге (например, синий и фиолетовый), а плохо - противоположные (например, красный и зелёный).
Цветовой круг, изображённый выше используется для оценки сочетания цветов. Если смешать цвета, находящиеся через один, то получится цвет, находящийся между ними. Но известно, что в компьютерной графике используются другие палитры - RGB (Red, Green, Blue) и CMYC (Cyan, Magenta, Yellow, blacK). Если расставить цвета в порядке Red, Yellow, Green, Cyan, Blue, Magenta, то есть по очереди по одному цвету из обеих палитр, и сгладить переходы, получится радуга:
Спорный вопрос, какую из последовательностей цветов использовать для оценки сочетаний цветов. В нашей работе мы использовали вариант, где присутствует оранжевый цвет.
Существование цветового круга объясняется свойствами человеческого глаза. Глаз воспринимает цвет не со всеми длинами волн, например он не видит инфракрасного или ультрафиолетового цветов. Поэтому в начале и конце полосы, изображённой выше, стоят красный и фиолетовый цвета.
Известно, что зелёный цвет успокаивает человека. Это объясняется тем, что длина волны зелёного цвета лучше всего воспринимается человеческим глазом. Зелёный цвет находится довольно близко к центру полосы. Возможно, это связано, хотя наш проект не углублялся в этот вопрос.
В дальнейшем мы пытались составить композицию сами. Мы не рассматривали вышеописанные дома как элементы пейзажа исключительно потому, что пейзажа как такого там и не было - только другие дома, строившиеся явно без расчета на гармонию с окружающими строениями. Однако так как цель проекта - вписывание конструкций в пейзаж, мы решили что-нибудь куда-нибудь вписать.
Наименее сложная задача - вписать вертикальную линию в пейзаж из нескольких других вертикальных линий, например деревьев.
В качестве основы для творчества была выбрана следующая фотография:
На этой фотографии, как мы заметили, присутствует золотое сечение - расстояния между деревьями соотносятся именно в нём.
В качестве встраиваемой вертикальной линии был предложен обелиск.
Его части - ширина и высота основания, ширина основания и высота обелиска в целом и т. д. также сделаны с учётом золотого сечения.
Обелиск сделан жёлто-коричневым, так как жёлтый цвет близок на цветовом круге к зелёному, цвету деревьев и травы на фотографии.
По ходу встраивание обелиска в пейзаж нам пришлось изменить яркость цвета и добавить текстуру, иначе обелиск выделялся на фотографии слишком ярким пятном.
Было очень тяжело выбрать нужное место для обелиска на фотографии. Мы сделали 5 разных вариантов и предложили нескольким людям отсортировать их по внешнему впечатлению от них. Результаты практически совпали с ожидаемыми.
Первое место (в среднем) заняла следующая композиция:
Обелиск разделяет расстояние между 2-м и 3-м слева деревьями в том же отношении, что 2-е дерево разделяет расстояние между 1-м и 3-м, то есть в пропорции золотого сечения. Также мы старались, чтобы в совокупности деревья и обелиск образовывали ромб.
Второе место в нашем опросе заняла следующая композиция:
Успех этой композиции немного удивил нас, так как обелиск стоит на одной линии с двумя деревьями, при этом находится ровно посередине их. Честно говоря, обелиск в этой композиции был поставлен почти наугад.
Третье место заняла такая композиция:
Она почти не отличается от композиции, занявшей первое место. Единственное отличие - обелиск стоит между деревьями не в пропорции золотого сечения, а посередине. Это невыгодно отличает её от той композиции.
Последние две композиции были оценены одинаково:
Обе они плохи тем, что обелиск сдвинут влево, и в результате левая часть фотографии перевешивает вправо.
Результат нашего проекта налицо - наиболее тщательно рассчитанная нами композиция понравилась опрошенным нами больше всего.