Дубна, 1990 год.
Руководитель: Михайлов С.Н.
Ассистент: Алексеев А.В.
Участники проекта :
Принципиальные соображения о значении проекта в целом.
Одним из важнейших вопросов современного образования вообще, и школьного в том числе, является целенаправленное формирование системы восприятия нового знания преподносимого учителем в виде конкретной информации. Правильно сформированная система восприятия должна учитывать стремление обучаемого к постижению конкретно - нового знания при помощи методики предложенной преподавателем.
Одним из наиболее интересных на данный момент методов формирования новой системы понятий является осуществление на практике Объектно Ориентированного подхода к изучению базовых понятий новой проблемной области. Предлагаемый подход не претендует на всеобщую универсальность, но вместе с тем в достаточной степени проверен практикой применения в различных сферах творческой деятельности человека. Сам по себе метод универсализации понятия абстракции не является новым, но его применение к процессу обучения, тем более ускоренного, может натолкнуть преподавателя на новые идеи в плане методики преподнесения материала и, как мне представляется, поможет более полно раскрыть творческие возможности как самого преподавателя, так и его подопечных.
К сожалению в сложившейся на данной момент системе обучения в целом отсутствует внутренняя логика объединяющая различные предметы. Из-за этого отсутствует единая картина в восприятии конкретного знания в русле того или иного предмета, не говоря уж о межпредметных связях.
Возможно, что методика моделирования, применяемая для раскрытия внутренних закономерностей сложных физических и химических процессов, является наглядным и убедительным средством формирования нового знания в области предметов естественно-научного цикла, но когда мы сталкиваемся с элементами информационной среды, такими как язык, музыка, живопись и их проявлениями в нашей жизни в качестве конкретных приложений, например литература и история, эргономика и эстетика, песенное творчество и оперная школа, то сам процесс моделирования представляется консервативным по отношению к принципу восприятия знания связанного в единое целое через эмоционально-смысловую нагрузку. Моделирование как таковое, и тем более математическое моделирование, действует в рамках уже сложившейся системы понятий и является методом более полного раскрытия внутренних особенностей исследуемой области знания. Когда же мы говорим о предметах гуманитарной направленности, то первоначально важно сформировать принцип накопления знания, более полно раскрыть возможные пути понимания основ предмета, базируясь на общем представлении информации, и лишь после этого следует ставить задачи связанные с моделированием тех или иных структур и взаимосвязей, которые порождаются в результате процесса обработки информации. Здесь представляется уместным упомянуть, что программирование, как процесс представляющий собой не что иное как обработку информации, в гораздо большей степени важен, нежели это может вытекать из использования программирования как средства достижения поставленной цели в исследованиях моделирующего плана. Именно через задачу программирования, можно попытаться решить вопрос о переносе системы понятий сформированных у обучаемого в систему понятий доступных для осмысления другими, в том числе и для формирования нового занания.
В связи со всем вышеизложенным, можно считать, что на начальном этапе процесса обучения в гуманитарных дисциплинах следует использовать методы развивающие более абстрактное восприятие знания, формирующие общие принципы понимания смысла существования данной дисциплины, что помогает установить некоторую общность между отдельными проявлениями информационной среды и следуя далее методом конкретизации формировать устойчивый интерес у обучаемого, на базе понимания необходимости изучения данного явления. Как один из возможных путей формирования абстрактного знания применим и Объектно Ориентированный подход к изучению проблемной области на любом уровне абстракции. Этот подход позволяет раскрыть новые возможности не только для преподавателя, более полно и широко анализирующего структуру предмета и его окружение, но и для обучаемого, давая таким образом в его руки инструмент к овладению новыми знаниями. Этот подход не отвергает возможности применения моделирования в поцессе обучения, но ставит его в зависимость от сформированной системы понятий. Более того, опираясь на опыт, выработанный в процессе осмысления понятия объекта и его свойств, взаимосвязей между объектами, впоследствии становится легче перейти к моделированию, оперируя конкретными понятиями из предметной области.
Основной целью современного школьного образования в рамках рассмотрения вопросов связанных с обучением такому важному средству коммуникации как язык - является привитие обучаемым простейших рефлекторных навыков разговорно-жанровой речи по сценарию. При этом ни на начальных стадиях обучения, ни в ходе последующей более детальной проработке основных синтаксических и грамматических конструкций у обучаемых не формируется адекватного представления о структурной зависимости различных синтаксических конструкций и об общности их использования. Это происходит в силу того, что изучение предмета "Иностранный Язык" носит форму утилитарного освоения путем заучивания наизусть тематических отрывков различной смысловой направленности. При этом теряется способность объяснения обучаемому коренной природы такого всеобъемлющего понятия как Язык и упрощается его роль в процессе формирования возможности дальнейшего самосовершенствования. У обучаемого отбивается интерес к самому процессу изучения Языка и всего, что связано с этим термином. Всместе с тем именно Язык позволяет сформулировать новую терминологию и новые структурные взаимосвязи при изучении практически любого предмета. В связи с этим, можно предположить, что начиная по-другому, качественно на более высоком уровне объяснение принципов построения Языка, будет открыта качественно новая возможность интеграции усилий по овладению знаниями в области предметов гуманитарного цикла.
Прежде всего, у обучаемого должна быть сформирована система понятий, основанная на едином методологическом подходе, наполнять которую конкретным содержанием должен сам обучаемый, при непосредственном руководстве со стороны учителя. Навыки формирования новых терминов в рамках сформированной системы понятий могут контролироваться при помощи средств вычислительной техники, которая в данном случае будет играть роль инструмента в овладении привычными формами представления информации, но в несколько непривычном виде. Такой подход не только повышает мотивационную направленность обучаемого, но и способствует расширению его системы понятий на сферу нетрадиционного применения своих знаний.
Если говорить более конкретно, то в системе начального и среднего образования необходимо ввести новые элементы преподавания, связанные в первую очередь с гуманитарным приложением информатики.
К сожалению, в современной школьной программе отсутствует весьма важная часть обучения и формирования гармонически развитой личности: предмет языкознание или языковедение. Обучаемому не дают цельного представления о таком сложном явлении информатики как язык. Нет понимания у обучамых и о роли языка как такового, о взаимосвязи между языками в различных отраслях знания и в различных языковых группах. Не дается и понимания взаимосвязи между естественными и искусственными (в частности языками программирования для ЭВМ) языками. Отсутствует факторы пробуждающие интерес к занятиям языками. Обучение языку сводится к рутинно-механической работе по запоминанию, без анализа получаемой информации. Слабо развита социально-историческая проблематика обучения и формирования языковых навыков. Не исследуются культурно-исторические источники, которые могут служить основой правильного понимания смысла воспроизводимого "слова". Не используются в полной мере наглядность и демонстративность таких явлений изучения языков как структурность, последовательность, ритмика. Слабо развиты межпредметные связи с таким важнейшими областями обучения как музыка и математика.
В связи с определенными выше недостатками, относящимися к проблеме изучения языка, представляется интересным проведение эксперимента по созданию принципиально новой формы обучения языку при помощи компьютера, основанной на давно известной формулировке " Обучая другого учиться самому" и базирующемуся на принципах единого подхода к систематизации знания. В основе этой концепции лежит принцип предоставления возможности учащемуся самому формировать сложные синтаксические структуры, наполняя их конкретным содержанием, с целью придать им законченную смысловую форму. Кроме того, обучаемому предоставляется право самостоятельного формирования задания, которое может быть выполнено его соседом или оценено учителем. В данном случае, подобная тактика построения процесса обучения приводит к максимально полному раскрытию творческих способностей обучаемого, через набор известных ему правил работы с реализацией программы на компьютере.
Конструирование задания поможет обучающемуся по-новому взглянуть на собственный опыт в освоении языка и наверное будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого предмета. Оценить степень пригодности такого подхода в обучении языку можно лишь получив данные широкого эксперемента, который может осуществляться в рамках деятельности МКШ.
Кроме того, учитывая существование различных методик в освоении предметной области, необходимость создания легкого и доступного инструмента формирования курса по изучению языка назрела не только в стенах школы, но и является составной частью проблемы компьютерного образования в целом.
Система понятий :
ОБЪЕКТ - абстракция, отвечающая некоторому систематическому уровню
ЗНАЧЕНИЕ - содержательная часть понятия объект, т.е. набор терминов
удовлетворяющих семантике понятия данного объекта
ОПЕРАЦИЯ - функциональное действие над объектом, как таковым, или же
над его конкретными значениями
СЦЕНАРИЙ - последовательность действий над объектами,
сформированная пользователем.
Существует набор объектов, возможно представленных в виде визуальных образов. Фиксируется набор терминов языка, определяющих возможные отношения над данным объектом. Формируется набор правил, посредством которого термины языка могут быть связаны друг с другом. Нужно сформировать при помощи возможностей предоставляемых системой создания заданий сценарий на выполнение определенных операций, с помощью которых решается проблема поставленная в самом сценарии.
Простейший пример:
Набор объектов - изображение мальчика и изображение девочки
Набор терминов языка - John,Tom,Anna,Kate,is,a,boy,girl ------------------ ¦ ¦ ¦ ¦ классы { имя нарицательное ¦ ¦ ¦ ¦ терминов { глагол- ¦ ¦ ¦ языка {неопределенный артикль--- ¦ ¦ { имя существительное--------+----
Определение правила - имя+глагол+артикль+существительное
Сценарий: показать изображение мальчика и девочки, и попросить составить из заданного набора терминов языка правильное предложение.
Контроль правильности осуществляется при выполнении задания автоматически, при помощи определенного правила.
Итог выполнения задания вывести на печать.
Крупные задачи:
а) создание БД для хранения образов,терминов и правил
б) создание редактора задания
в) создание программ обработки задания и обработки выполненного задания
Детализация задач:
Задача опирается на представление информации в виде следующих примитивов:
слово - последовательность литер и символа ', начинающаяся обязательно с литеры, общей длиной не более 25 ( набор самих литер определяется возможностью аппаратно- технических средств )
спец.символ - ! " # ; :, . * ( ) _ + ё @ # $ % ^ & { } [ ] - = \ < > /
цифра - последовательность цифр длиной не более 10
Вводится понятие объекта, который имеет свое имя и структуру, а так же содержит набор операций связанных с поименованным объектом. В структуру объекта входит описание последовательности примитивов или других объектов. Каждый объект может иметь одно или несколько значений.
Например:
О Б Ъ Е К Т : ИМЯ существительное
СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: слово
ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТА: дом, John, я, SUPERVISOR
ОПЕРАЦИИ НАД ОБЪЕКТОМ :
ввести значение объекта - подразумевается, что пользователю будет дана возможность самостоятельно формировать значения объектов ( в связи с этой операцией встает проблема верификации вводимого значения, если оно еще не присваивалось данному объекту, то его нужно запомнить, спросив предварительно об этом пользователя, может быть есть смысл устроить частичную проверку на совпадение с уже имеющимися значениями объектов, для чего понадобится программа синтаксического анализа а так же программа реакции на ошибку пользователя и т.п.)
выбрать значение объекта - т.е. присвоить объекту некоторое значение из ранее ему присвоеных
изменить значение объекта - разумно, что дав возможность формирования значения мы должны иметь возможность его подправить
показать объект - подразумевается, что для некоторых видов объектов будут составлены их изображения, которые затем можно будет вывести на экран
Возможны и другие операции для данного объекта, например: показать транскрипцию, записать синоним, показать синоним, записать определение, показать определение ...
Вводится понятие сценария, как некой последовательности действий над объектами и их значениями, которому соответствуют супероперации:
задание нового объекта - т.е. объекту присваивается новое имя, задается его структура и возможно задаются новые операции над данным объектом, после чего объекту присваиваются новые значения.
выбор объекта - т.е. среди существующего множества объектов можно выбрать определенный объект и произвести над ним операцию.
изменение объекта - т.е. изменение структуры, имени и возможно операций над существующим объектом.
Сценарий имеет имя по которому он может быть вызван пользователем к "жизни".
Например :
ИМЯ СЦЕНАРИЯ : новый сценарий
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ :
супероперация: выбрать объект с именем "существительное"
операция: выбрать значение "дом"
операция: показать значение
операция: ввести значение
Таким образом сформировав сценарий с именем "новый сценарий" мы имеем возможность запустить его на выполнение и попросить другого пользователя корректно ввести слово обозначающее то, что изображено на картинке, а именно "дом".
Если теперь описывать задачу методом последовательной декомпозиции то мы имеем следующую картину:
Пользователь Ученик использует набор сценариев, для ввода и верификации информации заданной самой формой сценариев.
Пользователь Учитель создает набор сценариев, для чего использует возможность задавать объекты, их значения и определять последовательность операций над ними.
Разработчик программы создает набор средств работы с объектами и сценариями используя процедуры поиска и структуры хранения информационных объектов.
Разработчик структур хранения определяет сами структуры хранения, их взаимосвязь и алгоритмы доступа к информации.
Требования к аппаратуре и пограммному обеспечению
Для решения поставленной задачи, был выбран компьютер класса IBM PC/XT с цветным монитором и адаптером CGA. Это позволило решать поставленную для программирования задачу при помощи средств Объектно-Ориентированного Языка TURBO PASCAL версии 5.5. Объем оперативной памяти используемой для решения задачи составляет 33 Кбт. Программа размещается на жестком диске и вместе с системой запоминания терминов требуем без наполнения 100 Кбт. памяти. Запоминание терминов и подготовка новых сценариев увеличивают объем памяти для хранения инфор- мации на жестком диске из рассчета 1 термин - 80 байт, 1 сценарий - 200 байт. Специальных устройств для вывода информации на экран и принтер не предусмотрено.
Уровень подготовки участников проекта
По сравнению с прошлым годом, общий уровень членов творческого коллектива заметно снизился, хотя возрастные рамки остались прежними. Никто из младших школьников не выразил желания участвовать в работе проекта, хотя на ознакомительной лекции было очень много народу (человек 20).
Для определения интеллектуальных способностей членов твоческого коллектива при помощи психолога - тов. Хозиева В.Б., любезно согласившегося взять на себя заботы связанные с методологической и научно-практической оценкой тестирования, был проведен контрольный опрос, по методики психологических тестов Равена. Основной упор делался на определение специфики мышления членов коллектива и способности к абстрагированию.
Результаты теста были взяты за основу при формировании направлений деятельности членов творческого коллектива, что помогло правильно вести политику участия в общей работе лиц с различными интересами и уровнем подготовки.
При этом в качестве цели эксперимента проводившегося в рамках работы коллектива участников проекта, было выделено желание изучить степень изменения методов мышления, как неподготовленных слушателей, так и лиц у которых уже был сформирован свой подход к осмыслению преподносимого знания.
Все участники проекта обязаны были прослушать курс лекций, читавшихся преимущественно в первой половине дня, до занятий за компьютером.
После ознакомления в общих чертах с целью проекта и методами достижения выдвинутой цели, участники проекта были поделены на две группы, которые в течении приблизительно полутора недель не пересекались в своей деятельности.
Перед Виталием была поставлена конкретная задача на программирование, содержащая в себе детальное объяснение основных принципов функционирования системы и методики ее реализации, после чего он самостоятельно ее изучил и внес изменения, отвечающие его представлению о преобразовании главной задачи проекта в систему взаимодействующих программ . На остальных этапах, при программировании ему было дано право полного самовыражения, как программиста, при необходимости с объяснениями и комментариями в особо трудных местах. Для этого участника проекта были поставлены лишь общие задачи, конкретизация которых предоставлялась ему самому. В частности, предполагалось, что он реализует набор функций позволяющих работать с программой, как с некоторой информационной системой, т.е. обладающей возможностью хранить, воспроизводить, искать и изменять информацию в соответствии с заданным набором правил.
Перед Ирой, Региной и Дашей ставилась задача вначале освоить систематический подход к изучению языков программирования, для чего они должны были прослушать соотвествующие лекции по языкам PASCAL и BASIC, и решить несколько разноплановых задач на этих языках программирования, для того чтобы почувсвовать единую сущность принципов формирования абстрактной последовательности действий и вычленения связий между различными уровнями абстракции. Только в протяжении последней недели участницы проекта занимались деятельностью непосредственно связанной с целью проекта. Пред ними была поставлена задача сделать программу, которая подготавливала бы обучаемого для дальнейшей работы с системой. Программа основывается на принципе выделения абстрактного по отношению к конкретному и способоствует закреплению навыков формирования иерархической связи между отдельными понятиями.
Обычно лекционный курс занимал первую половину дня, т.е. с 9 часов и до 11 часов утра с 15-ти минутным перерывом на отдых. При хорошей погоде лекции проводились на открытом воздухе, при плохой, которая к сожалению преобладала лекции проводились в аудитории.
С 11 часов и до 12 участники проекта использовали время на компьютере.
После обеда и отдыха, приблизительно с 15 часов продолжались аудиторные занятия, но это были преимущественно не лекции а консультации по интересующим вопросам.
После 18.30 полтора часа машинного времени, или менее в зависимости от расписания на компьютере.
Вечернее время после ужина отводилось для решения задания на следующий этап программирования, т.е. на следующее утро.
Такой распорядок дня давал в среднем 2 часа машинного времени на участника проекта, и позволял не перенагружать их излишним сидением за терминалами.
Благодаря удачно сдозированной нагрузке на каждого участника проекта удалось избежать излишней напряженности возникающей в завершающие дни и связанной обычно с недостатками в проработке задания на программирование.
По опросу участников проекта выяснилось, что свободного времени они имели достаточно, чтобы не чувствовать себя перегруженными работой в проекте.
--------------------T----------------T-------------T--------¬ ¦ 1 этап ¦ начало ¦ конец ¦ часов ¦ ¦ Вникание в суть ¦ 16.07.1990 ¦ 24.07.1990 ¦ 18 ¦ ¦ проекта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ознакомление со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средствами ¦ 17.07.1990 ¦ 19.07.1990 ¦ 5 ¦ ¦ программирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Построение схемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимоотношений ¦ 17.07.1990 ¦ 18.07.1990 ¦ 1 ¦ ¦ в коллективе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Обсуждение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предложений по ¦ 19.07.1990 ¦ 27.07.1990 ¦ 7 ¦ ¦ реализации задачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Лекции по тема- ¦ 17.07.1990 ¦ 03.08.1990 ¦ 30 ¦ ¦ тике проекта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 этап ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Непосредственное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программирование ¦ 24.07.1990 ¦ 01.08.1990 ¦ 30 ¦ ¦ по разработанным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ алгоритмам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сборка единой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программы ¦ 30.07.1990 ¦ 31.07.1990 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 этап ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Тестирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отладка ¦ 01.08.1990 ¦ 03.08.1990 ¦ 4 ¦ ¦ Подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ демонстрацион ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ной версии ¦ 03.08.1990 ¦ 03.08.1990 ¦ 2 ¦ ¦ Наполнение ¦ 03.08.1990 ¦ 04.08.1990 ¦ 1 ¦ ¦ Осмысление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проделанной ¦ 03.08.1990 ¦ 04.08.1990 ¦ 3 ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 этап ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Написание отчета ¦ 02.08.1990 ¦ 04.08.1990 ¦ 4 ¦ ¦ Подготовка доку- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ментации ¦ 27.07.1990 ¦ 02.08.1990 ¦ 4 ¦ ¦ Определение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ переспектив ¦ 04.08.1990 ¦ 04.08.1990 ¦ 1 ¦ ¦ использования ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------+----------------+-------------+---------
Итого общая часовая нагрузка составила 110 часов. В среднем 5.5 часов в день на человека, включая время работы за компьютером.
В ходе работы над проектом участниками и авторами проекта апробировались различные методики преподнесения нового материала, сформулированные однако в русле единого подхода к обучению по принципу "от абстрактного - к конкретному". Методики преподненсения материала опирались на Объектно ориентированный подход к изучению основ систематизации знания, для того чтобы в дальнейшем легко перейти к моделированию сложных процессов используя термины уже знакомой системы. Усвоение материала обучаемыми позволяет говорить об успешном завершении одного из испытательных моментов в организации самой методики обучения. Кроме того, были подготовлены интересные соображения касающиеся творческого развития личности через более полное раскрытие его внутренних потребностей в нематериальной сфере. Были сделаны важные наблюдения за процессом формирования интереса к изучаемому предмету и за процессом взаимодействия членов творческого коллектива, с различным уровнем подготовки его членов.
Автором проекта был подготовлен курс лекций, по принципиально новым вопросам, касающимся предметов гуманитарного цикла, который был прочитан слушателям-участникам проекта и получил положительную оценку с их стороны, вызвав интерес и понимание. Этот курс может быть положен в основу более подробного исследования по методике преподавания предметов гуманитарного цикла и возможно послужить базой для их интеграции.
Автором проекта, при содействии психолога В.Б.Хозиева, был проведен эксперимент, на выявление потенциальной возможности влияния кратковременного, но сильного эмоционального и интеллектуального воздействия на расширение и углубление аналитических способностей у обучаемых, с результатами которого можно ознакомиться отдельно.
Автор проекта выдвигает в качестве одного из принципиальных результатов своей деятельности в проекте предложение считать работы авторов и ассистентов над проектом и в проекте, как необходимый практикум для самосовершенствования самого преподавателя, позволяющий ниболее полно исильно самореализоваться в процессе интенсивного общения с обучаемыми используя нетрадиционную обстановку, созданную в ходе работы прошедших МКШ. Активная деятельность такого рода позволяет по-новому оценить свои взгляды на трактовку преподносимого материала и его интерпретацию а терминах модели.
В ходе работы над проектом была разработана основа для создания программного комплекса по внедрению одного из возможных подходов к обучению предметам, связанным со сложными иерархическими системами понятий, слабо формализуемым в терминах классических систем. Одним из путей применения данной системы представляется курс обучения иностранному языку при помощи компьютера, используя имебщиеся методики преподнесения материала по синтаксису и орфографии.
Законченная часть программного комплекса в состоянии хранить, выдавть по заросам и изменять содержимое полей, интерпретируемых как ОБЪЕКТЫ и СЦЕНАРИИ. Программа позволяет работающему с ней пользователю самому в диалоговом режиме оперделить набор абстрактных понятий - ОБЪЕКТОВ, с которыми он в дальнейшем предполагает работать. Затем каждому из объектов может быть задано кокое-то количество значений, например объекту с именем СТРОЕНИЕ может быть присвоено следующее значение ДОМ, а так же ДВОРЕЦ или САРАЙ. Пользователь имеет так же возможность использовать заданные им наименования объектов как своего рода "кубики" при конструировании "здания"-последовательности из объектов, которая соответствует определенной синтаксической структуре. Например задав еще одно имя объекта - ДЕЙСТВИЕ - и присвоив ему значение РАЗРУШИТЬ и СОЗДАТЬ, пользователь получает возможность сформулировать правило построения синтаксической конструкции типа ДЕЙСТВИЕ+СТРОЕНИЕ. Задав таким образом последовательность объектов, пользователь тем самым сформировал СЦЕНАРИЙ, который теперь может быть отдан на выполнение другому пользователю или наставнику. Пользователь может задать достаточно большое количество имен объектов, причем сам объект может включать в свой состав другие объекты. Это например предполагает, что на некотором уровне абстракции пользователь введет имя объекта СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и сможет осознанно сказать, что строение может быть одним из подобъектов СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, а ДЕЙСТВИЕ нет.
Программа сопровождается описанием разработчика и комментариями специалиста.
Подготовленная программа имеет ряд устранимых недоработок в плане интерфейса с пользователем и открыта для модификации и улучшения в сторону расширения набора возможностей при работе с основными понятиями системы.
lang11.pas, вспомогательный юнит basefunc.pas, файлы с данными в архиве lang.rar.
(Этот код следовало бы включить, даже если бы он не работал - ради его древности и огромных по тому времени размеров. It's like "Но развяжет язык молчаливый гранит..." ИСН)