Конец света

(аннотация проекта)

Последний раз конец света был предсказан 1 января 2000 года. Как нетрудно увидеть, в расчеты астрологов вкралась ошибка.

Участникам проекта предлагается проверить эти расчеты, но не с позиции астрологов, а с позиции экономистов. Не смейтесь, ведь проблема весьма серьезна, и экономический "конец света" куда менее фантастичен, чем то, что в Землю один "прекрасный" день попадет комета.

Как вы думаете, сколько угля сжигается каждый день на всей Земле? А сколько всего угля на всей Земле? Представьте себе, что на земле кончилось все топливо - это будет конец света в самом буквальном смысле: у всех в домах погаснут лампочки.

Участникам проекта будет предложено выяснить, на сколько поколений хватит на земле энергетических ресурсов и, если вывод будет неутешительным, предложить свой путь преодоления энергетического кризиса.

Понятно, что для того чтобы выполнить поставленную задачу придется собрать достаточно много материала. Участники проекта научатся работать с печатными источниками, выбирать из вороха ничего незначащих цифр крохи необходимой информации. Вам придется самим оценивать объективность найденных данных.

Предположим, что все необходимые сведения удалось найти. Осталось совсем немного: узнать, каким будет потребление ресурсов в будущем. У участников проекта будет возможность подискутировать о том, одумаются ли люди в ближайшем бедующем или продолжат эксплуатировать природу, не думая о том, что они оставят в наследство потомкам.

Руководить спасением человечества будет Петрова Л. Г. Генеральный спонсор проекта Солнцев С. А.


Отчет

Участники проекта:
1. Васильев Сергей
2. Монтрель Александр
3. Селезнёв Илья
4. Серебряков Артём

Источники энергии:
1) углеводородные - нефть газ и уголь (ТЭС)
2) вода - ГЭС
3) солнце - СЭС
4) ветер - ВЭС
5) атомные - АЭС
6) Биомасса: трава, торф, дрова, навоз.
7) Приливно - отливные
8) Геотермальные - вулкан.
9) Механические: белки в колесе, люди, крысы.
10) Подземные
11) Сфера Дайсона - несколько "дырявых" сфер (колец), вращающихся вокруг звезды, улавливающие гораздо большее количество энергии, по сравнению с той, которая попадает на Землю. Кольца - большие солнечные батареи. Они накапливают энергию и посылают её на землю. Способы передачи энергии на Землю пока неизвестны, предполагается, что это будет нечто типа радиоволн. Эти кольца должны быть из очень прочного материала (например, вольфрам).

Судебное заседание 14.07.02.

Протокол судебного заседания.

В некотором городе "Ы" работает АЭС. Многие люди думают, что это вредно для них и их детей. Но владелец считает, что АЭС не приносит никому вреда, а сплошную пользу. Люди наняли опытного юриста, для того, чтобы он доказал на суде, что АЭС надо закрыть. Владелец же был опытным адвокатом, и сам пошёл защищать свою электростанцию. Присяжным предстояло решить, нужно ли закрывать АЭС.

План:
1) Выступление
-прокурора
-адвоката
2) вопросы
3) свидетель-эксперт
-по экологии
-по экономике
4) судья - решение

Доклад прокурора:

АЭС - очень вредны для природы. Есть много других способов Вырабатывания энергии: ТЭС, ВЭС, ГЭС, СЭС, геотермальные, подземные и т. д. Ещё не исключено, что она может взорваться. Если она взорвется, то пострадает земля и люди, где произошёл взрыв.

Отмазки владельца (речь адвоката):

В России на долю АЭС приходится немногим более 1/10, в США 1/5, в Германии свыше 1/3, во Франции более 2/3 общего количества. Сейчас в России 9 АЭС, 32 ядерных реактора, из которых получается 21 миллион квт. Одну из попыток количественно оценить воздействие на природу различных видов энергетики представил директор центра по экологической электростанции Васильев. Так называемая "внешняя цена", которую обществу в будущем предстоит за экологический ущерб в отношении угля, нефти, газа, ядерных отходов.

Показания экспертов:

ГЭС вред: убивает рыб, меньше плодотворность (рыбы иногда плавают вверх по течению, на их пути встречаются турбины, из-за которых они погибают и не могут, размножится.) Выше по течению происходят затопления, которые занимают большие территории, на которой мог быть город, поля: рожь пшеница, кукуруза и т.д.

ВЭС вред: убивает птиц и мешает их перелётам.

АЭС вред: захоронения отходов, возможность взорваться.

ТЭС вред: загрязнение атмосферы, рек, озёр, погоды, кислотные дожди при испарении, парниковый эффект, глобальное потепление.

Вопросы прокурора экспертам:                             Ответы экспертов:
1. Одна ГЭС заменит одну АЭС?                                              Да
2. Нужно ли убирать АЭС?                                                   Нет
3. Будет ли истощение  энергии, если убрать АЭС?                           Нет
Вопросы владельца:                                        
1. Надо ли уничтожать АЭС?                                                 НЕТ
2. Лучше ли  будет, если АЭС поменять на ГЭС и ВЭС?                        Да
3. Лучше ли будет, если отходы АЭС поменять на отходы земляных изделий?    Да                    
Решение суда: Электростанция будет продолжать работать.

Крупнейшие гидроэлектростанции мира.

№     ГЭС               Местоположение (страна, регион, река)
1     Усть-Илимская     Россия, Сибирь, река Ангара.
2     Железные ворота   Румыния, Рейн
3     Тукуруи           Бразилия, Токантино
4     Гури              Венесуэла, Одиноко
5     Гувер             США, Калифорния, Колорадо
6     Гранд-кули        США, Вашингтон, Колумбия
7     Черчил-Фолс       Канада, восточная часть
8     Ла-гранд          Канада, восток
9     Волгоградская     Россия, Волга
10    Братская          Россия, Енисей
11    Саяно-Шушенская   Россия, Енисей
12    Красноярская      Россия, Енисей
13    Геджоуба          Китай, Янцзы
14    Люцзася           Китай, Хуанхэ
15    Тарбела           Индия, Инд
16    Нурекская         Киргизия, Сырдарья
17    Итайпу            Бразилия, Парагвай
18    Кабрабасса        Мозамбик, Замбези
19    Кариба            Хараре, Замбези.

Задача: обеспечить малые города электроэнергией. Для этого надо узнать, сколько энергии требуется в час малому городу на все расходы. Тогда мы узнаем, какой мощности должна быть электростанция в малом городе.

Для начала мы решили измерить, какое количество энергии потребляют в день школы города Пущино. Мы провели исследование:

посмотрели сколько ватт в одной лампочке, оказалось 100вт. Потом мы посчитали, сколько лампочек в классе, их 10. Потом мы посчитали, сколько классов на этаже + коридоры: 9 классов, туалет и всё остальное (служебные помещения)- 1класс+2 коридора посчитаем за четыре класса. Итого 14 классов по 10 лампочек -140 лампочек, три этажа в школе, следовательно, 520 лампочек + столовая + спортзал - примерно 80 лампочек. Итого 600 лампочек по 100 ватт. Дальше мы узнали, сколько энергии тратится во всех школах города Пущино, их 3 штуки + лицей, который меньше по размеру, поэтому мы его считали за полшколы.

600 лампочек * 100вт =60квт. Считаем, что в день лампочки горят 4 часа. 240квт в час - энергия нужная для обеспечения школ города Пущино. Обычный человек в день требует бытовой энергии 3квт ч. В Пущино численность населения составляет примерно 22000 человек. Поэтому им надо в день 66000квт ч. Ещё энергия нужна на фонари. Требуется узнать, какая мощность фонарной лампочки и сколько примерно фонарей. Ровно 160 фонарных лампочек в микрорайоне АБ. Всего в Пущино 4 микрорайона + институты(7+больница). Значит 160*4.5=720фонарей. Каждая из них 200ватт. Горят они 12ч. Суммарная мощность всех фонарей 160 к ватт= 87 к ватт.

На быт и институты тратим 3450кВт, а тут 87кВт. Всего 3537кВт 3450/100=34,5кВт - 1%. Значит, на фонари у нас тратится гораздо больше, чем на всё остальное. 50кВт на человека в месяц. Примерно 50% человек имеют электроплиты, значит 25+50=75кВт на 2 человека. Мы подсчитали, сколько энергии тратится на чайники (5кВт в час). В Пущино 22000 человек ~~11000*75=825мВт. Мы подсчитали, сколько тратится в день: 825/30/24=1,15МВт ч в месяц только в квартирах, свет и т.п. плюс всякие институты тратят в два раза больше энергии. Положим их мощность 2.3 МВт примерно. Суммарная мощность пока 3.45 МВт.

Как предотвратить конец света?

Сложно сказать определённо, что разные источники энергии будут использоваться. Скорее всего, останется АЭС, потому что когда закончится нефть, уголь и газ, ТЭС перестанут существовать. Их просто закроют или снесут. Ядерного топлива хватит очень надолго. ГЭС тоже останутся, потому что реки вряд ли исчезнут, зачем убирать бесплатные источники энергии? ВЭС очень слабый источник энергии, но почему бы ему ни стоять в ветреных местах? Энергия биомассы вряд ли будет пользоваться популярностью. Леса надо беречь! К тому же это грязный вид топлива. ПЭС будут на морях, в местах, где их строить целесообразно. Что касается СЭС, то они будут распространены больше, чем ветряные по причине их большей эффективности по сравнению с ветряными. И естественно, что строить СЭС нужно только в местах, где это рационально.

Люди много энергии тратят зря.

Надо, чтобы люди поняли, что получать энергию очень сложно, и что их детям и внукам придется еще хуже. А как сделать так, чтобы они это поняли? Все всё равно не поймут, но можно что-то попытаться сделать.
Каждый человек должен хотя бы год проработать на ЭС
Ввести законы, направленные на экономию электроэнергии и топлива. Например, в Калифорнии был введен закон, по которому человеку запрещается ездить в машине одному.
Поощрять людские стремления, например, давать премии за то, что они ездят на городском транспорте.

Доклад на итоговой конференции:

Глобальной задачей проекта было разрешение мировой энергетической проблемы. Для начала мы хотели понять, а есть ли эта проблема вообще, а если есть, то в чем она заключается.

По данным достоверных источников при современном уровне добычи полезных ископаемых нефть исчерпается примерно через 30 лет, газ - через 50, а уголь - через 400 лет. Это очень плохо. Во-первых, потому что эти горючие полезные ископаемые являются основным источником энергии в современном мире, и если их не будет, мир останется без электричества. Во-вторых, они используются в промышленности и трудно представить мир без изделий нефтегазохимии.

Мы рассмотрели все основные источники энергии (нефть, газ, уголь, вода и ядерное топливо), альтернативные (солнце, ветер и другие). На некоторых источниках энергии работают действующие ныне электростанции. В данный момент Тепловая электростанция является самой распространенной и дает 63% мирового производства электроэнергии, ГЭС и АЭС дают 20% и 17% соответственно мирового производства электроэнергии. Доля остальных (альтернативных) пока еще очень мала, но среди них можно выделить Солнечные электростанции, Ветряные, Приливно- Отливные и Геотермальные. Мы проанализировали их преимущества и недостатки и решили, что это во многом зависит от того, для каких целей нам нужна электростанция, в каких условиях мы должны ее строить. Тогда мы решили рассмотреть конкретный пример и поставили задачу обеспечить электроэнергией город Пущино. Путем длительных исследований и расчетов мы посчитали мощность требуемой электростанции и выяснили, что самое лучшее, что мы можем сделать для Пущино, это построить Солнечную электростанцию, но и то не на территории самого города, а за его пределами. Атомную электростанцию мы решили не строить, так как мы должны исключить любую опасность, а именно: опасность взрыва, ибо Пущино - зеленая зона и здесь на другом берегу реки находится Приоксско-Террасский заповедник. ГЭС строить нерационально на Оке. ТЭС мы строить не будем нигде и никогда.

В целом же будущее, по нашему мнению, за атомными электростанциями, ибо ядерное топливо, как выяснилось, практически неисчерпаемо. Кроме того, АЭС не такие вредные, как многие думают, если соблюдать на них технику безопасности. Альтернативные источники очень дорогие, но их можно использовать в тех местах, где это целесообразно. Например, СЭС строить в местах, где много солнца, ПЭС, где сильные приливы и так далее. Неплохо было бы еще, чтобы люди понимали данную проблему и заботились о будущем своих детей, хотя бы экономя электроэнергию.

Пущино 2002