Экономическая сторона предпосылок создания предприятия.
Азарашвили А.А., Белова Е. А.,
Солнцев С.А.
Первоначально слово "экономика" (от греческого oikonomikea - управление хозяйством) означало "искусство ведения домашнего хозяйства". Постепенно это понятие стало расширяться и утрачивать свой первоначальный смысл. Сегодня в экономической литературе используются два очень похожих на первый взгляд понятия: "economy" и "economics". Первое включает в себя всё, что относится к экономической жизни страны: её заводы, фабрики, дороги, магазины, людей, которые производят и потребляют товары, а также сами эти товары. Что касается второго понятия, то оно означает науку, которая занимается изучением первого. В русском же языке оба эти понятия часто переводятся одним и тем же словом - "экономика", которое может иметь как первый, так и второй смысл в зависимости от обстоятельств. Разнообразие в методике преподавания обусловливает различия в толковании научных терминов, что, в свою очередь, порождает неверное восприятие сути экономики. Это приводит к возникновению трудностей при переложении теоретических знаний на практику в современных экономических условиях.
Не меньший интерес представляет проблема неверного отношения к роли экономики в жизни человека. Следует понимать, насколько глубоко связана деятельность любого из нас с основными законами экономики. Именно это и привело нас к идеи созданию проекта.
Макро-целью нашего проекта является составление общей схемы создания предприятия. В ходе исследования устанавливается побочная цель - осознание тождественности схем предприятий, ориентированных на различную деятельность. К достижению макро-цели участники проекта направляются мини-задачами.
Данная проблематика очень актуальна на сегодняшний день, и это не удивительно! Не стоит приводить длинный список причин; а назовем одну - самую главную: вся жизнь человека зависит от экономических законов, значимость которых не меньше, чем у законов природы. В нашей повседневности у каждого явления есть своя вполне конкретная причина, за ней всегда стоят реальные экономические закономерности, знать и изучать которые необходимо. Но важно помнить, что наш проект - не о том, как быстро сделать миллион, и мы не даем готовых решений многочисленных проблем и трудностей, с которыми сталкивается сегодня наша экономика. Однако, в ходе проекта дети знакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики, их взаимосвязями и применением в повседневной деловой практике. Мы считаем, что современному человеку необходимо иметь представление об экономической теории.
Проект "Экономика" проводится в игровой форме - участники проекта, предварительно разделившись на группы (максимальное число человек в группе - 10), самостоятельно решают, какое предприятие им выгоднее открыть, т.е. они выбирают род деятельности предприятия, его организационно-правовую форму, описывают товар и т.д. и обосновывают свой выбор. Также в проекте существуют теоретические блоки, например "Затраты", "Налоги", "Прибыль", "Риски", "Банкротство" и т.п., которые проводятся в форме беседы, в результате которой выясняются базовые определения и их значение в экономической системе. Подразумевается, что после окончания проекта его участники смогут сформулировать пройденный материал не путем заучивания определений наизусть, а с помощью цепочки логических рассуждений.
В ходе проекта учащиеся могли получить интересующую их информацию от руководителей, предварительно обсудив вопрос в группе. Другой источник информации - Гражданский Кодекс. Участники, желающие поработать с Кодексом, прорабатывали самостоятельно необходимый для решения проблемы материал, после чего выступали с сообщением перед всеми участниками и отвечали на вопросы по теме.
Результатом проекта служат три бизнес-плана (по числу групп, строящих свое предприятие), один из которых приводится ниже. Каждый бизнес-план состоит из 16 разделов:
1-е занятие.
Проводится общая беседа о базовых понятиях (экономика, предприятие и фирма,
предприниматель).Участники проекта выбирают вид деятельности предприятия и делятся на группы.
Таким образом в проекте образовалось семь групп, которые в последствии были объединены в три
большие группы. В конце занятия проводится входной контроль по основным понятиям, например, дать
определение спросу и привести факторы, влияющие на его величину; дать определение цены; решить
производственную ситуацию (например, схема действий при наличии серьезных конкурентов).
2-е занятие.
Работа в группах: обсуждаются организационно-правовые формы, выбирается название предприятия,
проводится рекламная акция по его представлению остальным группам, выбирается конкретный
продукт/услуги и проводится его детальное описание.
3-е занятие.
Работа в группах: обсуждаются организационно-правовые формы, составляется список факторов,
которые надо учитывать при открытии предприятия. Обсуждаются понятия правоспособности и
дееспособности. Участники знакомятся с уставом фирмы и учредительным договором, обсуждаются их
разделы. Закрепление материала (см. приложение 1).
4-е занятие.
Общая беседа о налогах, их видах и функциях, налоговом регулировании, принципах налогового
регулирования. Формулировка задания проведения налогового исследования.
5-е занятие.
Проведение маркетингового исследования предложения. Занятие проводится в городе: участники
проекта изучают динамику цен, в зависимости от месторасположения торговых точек. В нашем
проекте исследования проводились по группам: каждая группа выбрала самостоятельно свой предмет
исследования (например, спички, конфеты, газ.вода). В итоге строится кривая предложения и
проводится ее идентификация. Общая беседа о ценообразовании, функциях цены, видах цен и ее
структуре.
6-е занятие.
Общая беседа о некоммерческих организациях (на основе ГК) и возможных целях их создания. Работа
в группах: участники проекта определяют цели создания фирмы и способы использование прибыли.
7-е занятие.
Проведение маркетингового исследования спроса. Участникам проекта давалось задание провести опрос
потенциальных покупателей (опрашиваемому назывались разные цены одного товара и он должен был
определить, какое количество товара он готов приобрести по конкретной цене). В итоге строится
кривая спроса и обсуждаются факторы, влияющие на его величину.
8-е занятие.
Общая беседа о спросе и предложении: выявление равновесной цены и количества, влияние налога.
Графическая модель. Обсуждение факторов по группам (для каждого конкретного предприятия), влияющих
на величину цены. Например, участники проекта выделяли следующие факторы: качество, себестоимость,
реклама, спрос, известность торговой марки, конкуренция, платежеспособность покупателя, величина
налоговой ставки, местоположение предприятия.
9-е занятие.
Работа в группах: обсуждение организационной структуры, рабочей силы, формирование штата кадров
для каждого предприятия.
10-е занятие.
Общая беседа о затратах. Виды затрат (явные - прямые и косвенные; неявные - скрытые и
альтернативные). Классификации затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции и цели
этих классификаций. Закрепление материала. Решение задач.
Примеры:
11-е занятие.
Занятие проводится на улице. Учащиеся первую часть занятия просто осматривают по группам
местность ( в данном случае - Дубну), а во второй части занятия выдвигают свои предположения,
анализируют какой участок местности лучше и почему, договариваются о местоположении своего
предприятия. Объясняют свой выбор остальным группам. Совместно обсуждается, что именно влияет
на выбор местоположения предприятия - факторы, такие как экология, положение участка в городе,
плотность населения, общий уровень жизни населения, близость предприятий с аналогичным
направлением деятельности, удаленность от транспортных путей и т. д.
12-е занятие.
Общая беседа о прибыли. Учащиеся с легкостью дали экономическое определение термина "прибыль".
Обсуждение видов прибыли, факторов, оказывающих влияние на величину прибыли, источников
образования прибыли (рассматривалось на конкретном примере химического предприятия), распределения
прибыли. Работа в группах: каждая группа самостоятельно обсуждает источники образования прибыли на
своем предприятии и решает, куда она будет распределяться.
13-е занятие.
Общая беседа о рисках. Участники проекта на примере конкретного предприятия (например,
производство селедки) называют виды рисков (например, падение спроса, природно-климатические
условия, действия конкурентов, инфляционный риск и т.п.). Обсуждение видов рисков для своего
конкретного предприятия (проходит в группах). В конце занятия каждая группа представляет свои
виды рисков и анализирует возможные действия со своей стороны для устранения неблагоприятного
хода событий.
14-е занятие.
Общая беседа о банкротстве предприятия. Выявление причин банкротства. Понятие банкротства.
Обсуждение тактики предприятия при банкротстве (защитной и наступательной). В конце занятия
можно обсудить процедуры банкротства.
15-е занятие.
Работа в группах: обсуждение миссии предприятия, создание бизнес-плана.
16-е занятие.
Выходной контроль (см. приложение 2).
17-е занятие.
Подготовка к конференции.
В результате работы в проекте были разобраны основные понятия экономики, составлена схема создания предприятия, созданы три производственных предприятия различного направления деятельности: создание рекламы, производство охранных систем, производство виртуальных репетиторов. В ходе работы в группах было доказана идентичность последовательности создания предприятия для любого вида деятельности. Несмотря на начальную разобщенность в группах вследствие возрастного различия, учащиеся все же сумели достигнуть результатов, устраивающих большинство. Но необходимо отметить довольно резкое выпадение из работы всего п роекта в целом учащихся 7-х и 8-х классов. Как показал входной и выходной контроль, это случилось вследствие отсутствия начальной базы у слушателей данного возраста (как информационной, так и практической). Следовательно, для участия в данном проекте желательно приглашать слушателей в возрасте от 14 лет (9 класс).
Другой минус заключался в том, что к вечеру внимание учащихся рассеивалось; требовалось введение дополнительных игровых ситуаций, не вполне отвечающих общей задачи проекта.
Также значительно затрудняло работу проекта большое количество участников (21 человек), так как проект был рассчитан на 10-15 человек. Тем не менее, следует отметить, что работа в проекте была продуктивной, на что указывает сравнение результатов входного и выходного контроля (см. приложение 3). В целом, динамика хода проекта (разница между результатами входного и выходного контроля) положительна (см. приложение 4).
Задание: вставить пропущенные фразы, используя подсказки под чертой.
РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (фирмы).
Для того, чтобы зарегистрироваться, будущая фирма должна представить о себе следующую информацию и документацию:
УСТАВ ФИРМЫ (примерная схема)
Раздел 1. Общие положения:
Раздел 2. Предмет деятельности фирмы:
Раздел 3. Имущества и доходы фирмы:
Раздел 4. Права и обязанности владельца
Раздел 5. Управление фирмой:
УСТАВ ФИРМЫ (примерная схема)
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Основные виды деятельности
Раздел 3. Уставной капитал:
Раздел 4. Обязательства учредителей:
Раздел 5. Организация фирмы:
Раздел 6. Информация об учредителях
Порядок выхода учредителей из фирмы; порядок решения споров; оборотный капитал; размер уставного капитала; порядок прекращения деятельности фирмы; источники этих средств (например, продажа акций); определение рынка сбыта, цели создания фирмы, владельцы фирмы, адрес фирмы.
ПОСТТЕСТ.
ОТЧЁТ ПО ПРОЕКТУ "ЭКОНОМИКА" ("ИЗОС")
Данная статья была опубликована в сборнике "Психология в образовании: Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения." Выпуск 11. / Под ред. Хозиева В.Б., Ширкова П. Д. - Москва-Сургут: Изд-во Сургут. ун-та, 2000 г. - 100 с.
Internet версия: 20.12.2001 by
Солнцев С. А.