Сотворение мира

Учебный предмет: гуманитарные науки (история, мифология, этнология и другие)

Категория учащихся: Дети 6 - 8 лет

Краткое описание: ребята учатся находить взаимосвязи и закономерности развития в любой, выдуманной или реальной, картине мира.

В рамках проекта дети

Психологические аспекты: - В ходе работы дети неосознанно выводят свои страхи, свои проблемы на поверхность, поселяют в свои миры, говорят и думают о них, а следовательно избавляются от них, либо смягчают их воздействие на себя.

- Рассказывая о своих мирах, их происхождении, участники проекта учатся связно излагать свои мысли, находить взаимосвязи, логически обосновывать те или иные высказывания или предположения.

- В процессе обсуждений и рабочего общения развиваются и коммуникативные навыки (общение в коллективе, навыки ведения дискуссии и т. д.); возможно преодоление социальной дезадаптации.

Организация работы: -На период работы проекта необходима изолированность помещения, где проходят занятия, от посторонних.

-Помещение должно быть оформлено так, чтобы участникам проекта было уютно( тюль, быть может оформление стен нейтральными по тематике детскими работами).

- В группе 4, максимум 5 человек.

- Выделяются стоящие по периметру класса столы с инструментами и рабочие столы.

- В центре- ковер, на котором проходят коллективные этапы работы (желателен пылесос).

-Инструменты: два мультимедийных компьютера, для использования программ Перволого и Логомиры, карандаши ( цветные и простые ), пластилин, краски, конструктор “Магеом”, цветная бумага, ножницы, клей и т. д. - т.е. (по возможности ) все инструменты, которые могут понадобиться участникам проекта.

- Для фиксирования (и, в случае необходимости, коррекции) хода работы необходимы фотоаппарат, диктофон, очень желательны сканер и камера, подключенная к компьютеру.

Дополнительные (печальные) соображения: Требуется очень много времени для своевременной обработки материалов.

Попытка объяснить:

Как возник мир? Что послужило его началом? Наверное каждый из нас думал об этом.

Дети задумываются над этими проблемами гораздо раньше и чаще, чем принято думать. Часто они не умеют или не могут спросить у других, иногда и сами до конца не понимая свой вопрос, а только чувствуя какое-то беспокойство. И тогда они начинают придумывать свое объяснение. Но обладая очень малым объемом знаний, почти не умея еще искать и видеть взаимосвязи, получают обрывочные, смешанные представления, мало увязанные между собой.

Считается, что ребенок приходит в школу с некоей ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНОЙ МИРА (какой бы она не была - искаженной и с белыми пятнами), а школа не корректирует ее, а разрушает, разбивая знания на отдельные, мало связанные между собой “кусочки” - учебные предметы. Своим проектом я хочу помочь ребенку собрать хотя бы некоторые кусочки “мозаики”, дав открытый выбор - а вот, что уже есть, выбери то, что тебе подходит, возможно потом ты это дополнишь... Я хочу дать почувствовать ребенку, как все взаимосвязано в любой из КАРТИН, какую бы он ни выбрал.

Прежде, чем предложить проект, мы с сестрой советовались со специалистами -педагогами и психологами - какую он принесет пользу и, главное, не принесет ли вреда детям. Они подтвердили, что предложенный проект не только не принесет вреда, но поможет решить ряд проблем, часть из которых я обозначила в разделе психологические аспекты.

Впрочем, надо отметить, что помимо обозначенных задач, для меня все еще интересно исследование по теории К.Г. Юнга об архетипах потерна.

Работа проекта разделена на 3 неравные части.

1часть. Сотворение мира.

Детям предлагается придумать свою планету и рассказать о ней.

Это большой и очень важный этап. Дети на этом этапе работы могут избавится от своих страхов (естественно при правильной работе педагога), дать волю своему творчеству, почувствовать себя творцом. Не случайно в отзывах о проекте участники не редко писали : “Здесь у меня все получается (конечно, ведь он ТВОРЕЦ!-Н.К.), здесь никто не ругает”... Согласитесь, такая атмосфера очень важна для ребенка, для его становления.

Все игры и обсуждения проходят в центре класса на ковре, а индивидуальная работа детей проводится на расставленных по периметру класса столах.

На первом же занятие дети знакомятся с рядом правил:

- На ковре можно находиться, только предварительно сняв обувь.

- Инструменты для работы ( пластилин, краски, конструктор, компьютер и др.) находятся на специально отведенных для них местах.

- Решив (находясь на ковре), о чем именно хочешь рассказать, стоит подумать о том, какой инструмент поможет тебе сделать это лучше. Только приняв решение, следует встать, подойти к нужному столу и взять выбранный инструмент.

- Если инструмент уже занят, следует выбрать другой инструмент.

- После выполнения работы надо убрать все инструменты на свои места

- Каждый работает самостоятельно, не советуясь с товарищами по проекту.

Почти каждое занятие первой части строится по следующей схеме:

1. Игра

После приветствия, дети рассаживаются на ковре и проводится та или иная игра, помогающая лучше познакомиться( “Снежный ком”), создать в группе обстановку свободы и доверия ( “Сорви листок”), настроить на определенный вид работы или сотрудничества и др.

2. Установка, задание

Детям предлагается вспомнить и рассказать о задаче, которую выполняли накануне. После дается новое задание. Например: придумать и рассказать о своем мире, своей планете. Растет там что-нибудь или нет. Живет там кто-либо или не живет. Какое оно, если существует. Что с ним происходит. И т.д. Прежде чем начать работать, следует закрыть глаза и представить то, о чем собираешься рассказать, а также понять, с помощью какого инструмента лучше всего это можно сделать.

3. Самостоятельная работа детей

Подумав, дети встают с ковра, берут выбранный инструмент и идут на рабочее место творить (работа детей строго индивидуальна).

4. Рассказ детей о сделанном, фиксация результатов

По мере готовности детей руководители проекта подходят к ним с диктофоном и расспрашивает его о том, что он создал. Задается множество уточняющих вопросов об изображенном (сотворенном), о связи тех или иных явлений, событий в рассказе ребенка. (Например: “Ты говоришь, что этот Большой - Большой живет в море углекислого газа, а Динко? Он где живет? Он может Зайти в море или нет? А чем он дышит? А общаются ли Большой - Большой и Динко?” и т.д. )

После окончания каждого занятия полученные материалы ( рассказы и изображения работ детей) расшифровываются и вводятся в компьютер. Впрочем стоит признать, что это не всегда получается ( отчасти по техническим причинам, отчасти по временным). В идеале, приходя на каждое следующее занятие, ребенок должен видеть результат своей работы (изображение и рассказ) на экране компьютера. Следует заметить. что дети обычно превосходно помнят то, что они говорили о созданном раньше. Иногда мы просили детей уточнить или прокомментировать что-либо, созданное в предыдущие дни. Дети с удовольствием помогали нам, не забыв о мельчайших деталях, повторив высказывания, которые могли бы на первый взгляд показаться случайными и ничего не значащими.

Очень важно никак не “давить” на детей ( ни при постановке задания, ни при выборе инструмента ). Все рассказы и фантазии детей принимать с интересом и уважением ( конечно без какой либо критики). Надо только задавать вопросы, уточняя детали или пытаясь восстановить логическую связь событий.

2 часть. Планета Земля.

Знакомство с различными теориями возникновения Земли и ее обитателей, классификация теорий. (На этом и следующих этапах больше внимания уделяется дискуссиям и совместной работе.)

3 часть. Племя.

Моделирование жизни племени, иерархия, законы, открытия и т.п. Строиться в основном на сюжетно-ролевой игре.

4 часть. Закономерности и взаимосвязи.

(На эту часть обычно не хватает времени, она является резервной или развивается с изменением возраста участников, может быть основной на второй год обучения )

Тематическое планирование занятий ( количество часов по каждой теме сугубо индивидуально ) примерно таково :

  1. Ознакомительное занятие.
  2. 1 часть. Сотворение мира.

  3. Предложение придумать свой мир и начать его создавать с помощью выбранного инструмента.
  4. Дети продолжают создавать свои миры, уточняя и конкретизируя свой рассказ (преподаватели задают провокационные вопросы, типа : а почему трава зеленого цвета, а чем питается это существо, а почему у хрюмзика именно четыре ноги).
  5. Дети объясняют появление своего мира, появление планет и жизни на них.
  6. Дети уточняют свой рассказ о появлении их миров.
  7. 2 часть. Земля.

  8. Задание рассказать о появление нашей планеты.
  9. Обсуждение мифов и легенд, созданных разными народами о сотворении мира. Создание детьми иллюстрации к одному из мифов.
  10. Выяснение других точек зрения по этому вопросу. Обсуждение различных теорий о возникновении мира ( мифология, религия, наука, фантастика ). Классификация.
  11. 3 часть. Племя.

  12. Теории о появлении человека. Оформление полученной информации с помощью рисунков и др. инструментов.
  13. Моделирование жизни в племени. Сюжетно-ролевая игра. (знакомство с помощью жестов, обсуждение необходимости объединения в группы, технология охоты и приготовления пищи)
  14. Продолжение сюжетно-ролевой игры. ( Появление вождя, захват власти и привлечение на свою сторону “избирателей”, выделение знати, избыток )
  15. Продолжение сюжетно-ролевой игры. ( Необходимость введения законов, появление шаманов, жречества. Иерархия.)
  16. 4 часть. Взаимосвязи.

  17. Выяснение закономерностей в развитии жизни ( зависимость одежды, еды, искусства от среды обитания)

Следует отметить, что большая часть полученной детьми информации обязательно фиксируется ими в какой бы то ни было форме (рисунки, рассказы, поделки и т.п.)

Пользуясь предыдущим опытом работы проекта, можно отметить, что дети становятся более открытыми, в них проявляются, для многих неожиданные, “клады” фантазии. Выискивая закономерности развития и взаимосвязи разных сфер жизни, дети учатся исследовать, искать и по возможности находить.

 

В зависимости от возраста участников, меняются время, затраченное на каждый этап, и акцентирование тем. Если участники старше оговоренного возраста, то, собрав отдельную группу, можно откорректировать работу, сделав акцент на последнем этапе работы: выяснение закономерностей в развитии жизни ( зависимость одежды, еды, искусства от среды обитания).

P.S. В случае необходимости есть поурочное планирование.