Учебный предмет: гуманитарные науки (история, мифология, этнология и другие)
Категория учащихся: Дети 6 - 8 лет
Краткое описание: ребята учатся находить взаимосвязи и закономерности развития в любой, выдуманной или реальной, картине мира.
В рамках проекта дети
Психологические аспекты: - В ходе работы дети неосознанно выводят свои страхи, свои проблемы на поверхность, поселяют в свои миры, говорят и думают о них, а следовательно избавляются от них, либо смягчают их воздействие на себя.
- Рассказывая о своих мирах, их происхождении, участники проекта учатся связно излагать свои мысли, находить взаимосвязи, логически обосновывать те или иные высказывания или предположения.
- В процессе обсуждений и рабочего общения развиваются и коммуникативные навыки (общение в коллективе, навыки ведения дискуссии и т. д.); возможно преодоление социальной дезадаптации.
Организация работы: -На период работы проекта необходима изолированность помещения, где проходят занятия, от посторонних.
-Помещение должно быть оформлено так, чтобы участникам проекта было уютно( тюль, быть может оформление стен нейтральными по тематике детскими работами).
- В группе 4, максимум 5 человек.
- Выделяются стоящие по периметру класса столы с инструментами и рабочие столы.
- В центре- ковер, на котором проходят коллективные этапы работы (желателен пылесос).
-Инструменты: два мультимедийных компьютера, для использования программ Перволого и Логомиры, карандаши ( цветные и простые ), пластилин, краски, конструктор “Магеом”, цветная бумага, ножницы, клей и т. д. - т.е. (по возможности ) все инструменты, которые могут понадобиться участникам проекта.
- Для фиксирования (и, в случае необходимости, коррекции) хода работы необходимы фотоаппарат, диктофон, очень желательны сканер и камера, подключенная к компьютеру.
Дополнительные (печальные) соображения: Требуется очень много времени для своевременной обработки материалов.
Попытка объяснить:
Как возник мир? Что послужило его началом? Наверное каждый из нас думал об этом.
Дети задумываются над этими проблемами гораздо раньше и чаще, чем принято думать. Часто они не умеют или не могут спросить у других, иногда и сами до конца не понимая свой вопрос, а только чувствуя какое-то беспокойство. И тогда они начинают придумывать свое объяснение. Но обладая очень малым объемом знаний, почти не умея еще искать и видеть взаимосвязи, получают обрывочные, смешанные представления, мало увязанные между собой.
Считается, что ребенок приходит в школу с некоей ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНОЙ МИРА (какой бы она не была - искаженной и с белыми пятнами), а школа не корректирует ее, а разрушает, разбивая знания на отдельные, мало связанные между собой “кусочки” - учебные предметы. Своим проектом я хочу помочь ребенку собрать хотя бы некоторые кусочки “мозаики”, дав открытый выбор - а вот, что уже есть, выбери то, что тебе подходит, возможно потом ты это дополнишь... Я хочу дать почувствовать ребенку, как все взаимосвязано в любой из КАРТИН, какую бы он ни выбрал.
Прежде, чем предложить проект, мы с сестрой советовались со специалистами -педагогами и психологами - какую он принесет пользу и, главное, не принесет ли вреда детям. Они подтвердили, что предложенный проект не только не принесет вреда, но поможет решить ряд проблем, часть из которых я обозначила в разделе психологические аспекты.
Впрочем, надо отметить, что помимо обозначенных задач, для меня все еще интересно исследование по теории К.Г. Юнга об архетипах потерна.
Работа проекта разделена на 3 неравные части.
1часть. Сотворение мира.
Детям предлагается придумать свою планету и рассказать о ней.
Это большой и очень важный этап. Дети на этом этапе работы могут избавится от своих страхов (естественно при правильной работе педагога), дать волю своему творчеству, почувствовать себя творцом. Не случайно в отзывах о проекте участники не редко писали : “Здесь у меня все получается (конечно, ведь он ТВОРЕЦ!-Н.К.), здесь никто не ругает”... Согласитесь, такая атмосфера очень важна для ребенка, для его становления.
Все игры и обсуждения проходят в центре класса на ковре, а индивидуальная работа детей проводится на расставленных по периметру класса столах.
На первом же занятие дети знакомятся с рядом правил:
- На ковре можно находиться, только предварительно сняв обувь.
- Инструменты для работы ( пластилин, краски, конструктор, компьютер и др.) находятся на специально отведенных для них местах.
- Решив (находясь на ковре), о чем именно хочешь рассказать, стоит подумать о том, какой инструмент поможет тебе сделать это лучше. Только приняв решение, следует встать, подойти к нужному столу и взять выбранный инструмент.
- Если инструмент уже занят, следует выбрать другой инструмент.
- После выполнения работы надо убрать все инструменты на свои места
- Каждый работает самостоятельно, не советуясь с товарищами по проекту.
Почти каждое занятие первой части строится по следующей схеме:
1. Игра
После приветствия, дети рассаживаются на ковре и проводится та или иная игра, помогающая лучше познакомиться( “Снежный ком”), создать в группе обстановку свободы и доверия ( “Сорви листок”), настроить на определенный вид работы или сотрудничества и др.
2. Установка, задание
Детям предлагается вспомнить и рассказать о задаче, которую выполняли накануне. После дается новое задание. Например: придумать и рассказать о своем мире, своей планете. Растет там что-нибудь или нет. Живет там кто-либо или не живет. Какое оно, если существует. Что с ним происходит. И т.д. Прежде чем начать работать, следует закрыть глаза и представить то, о чем собираешься рассказать, а также понять, с помощью какого инструмента лучше всего это можно сделать.
3. Самостоятельная работа детей
Подумав, дети встают с ковра, берут выбранный инструмент и идут на рабочее место творить (работа детей строго индивидуальна).
4. Рассказ детей о сделанном, фиксация результатов
По мере готовности детей руководители проекта подходят к ним с диктофоном и расспрашивает его о том, что он создал. Задается множество уточняющих вопросов об изображенном (сотворенном), о связи тех или иных явлений, событий в рассказе ребенка. (Например: “Ты говоришь, что этот Большой - Большой живет в море углекислого газа, а Динко? Он где живет? Он может Зайти в море или нет? А чем он дышит? А общаются ли Большой - Большой и Динко?” и т.д. )
После окончания каждого занятия полученные материалы ( рассказы и изображения работ детей) расшифровываются и вводятся в компьютер. Впрочем стоит признать, что это не всегда получается ( отчасти по техническим причинам, отчасти по временным). В идеале, приходя на каждое следующее занятие, ребенок должен видеть результат своей работы (изображение и рассказ) на экране компьютера. Следует заметить. что дети обычно превосходно помнят то, что они говорили о созданном раньше. Иногда мы просили детей уточнить или прокомментировать что-либо, созданное в предыдущие дни. Дети с удовольствием помогали нам, не забыв о мельчайших деталях, повторив высказывания, которые могли бы на первый взгляд показаться случайными и ничего не значащими.
Очень важно никак не “давить” на детей ( ни при постановке задания, ни при выборе инструмента ). Все рассказы и фантазии детей принимать с интересом и уважением ( конечно без какой либо критики). Надо только задавать вопросы, уточняя детали или пытаясь восстановить логическую связь событий.
2 часть. Планета Земля.
Знакомство с различными теориями возникновения Земли и ее обитателей, классификация теорий. (На этом и следующих этапах больше внимания уделяется дискуссиям и совместной работе.)
3 часть. Племя.
Моделирование жизни племени, иерархия, законы, открытия и т.п. Строиться в основном на сюжетно-ролевой игре.
4 часть. Закономерности и взаимосвязи.
(На эту часть обычно не хватает времени, она является резервной или развивается с изменением возраста участников, может быть основной на второй год обучения )
Тематическое планирование занятий ( количество часов по каждой теме сугубо индивидуально ) примерно таково :
1 часть. Сотворение мира.
2 часть. Земля.
3 часть. Племя.
4 часть. Взаимосвязи.
Следует отметить, что большая часть полученной детьми информации обязательно фиксируется ими в какой бы то ни было форме (рисунки, рассказы, поделки и т.п.)
Пользуясь предыдущим опытом работы проекта, можно отметить, что дети становятся более открытыми, в них проявляются, для многих неожиданные, “клады” фантазии. Выискивая закономерности развития и взаимосвязи разных сфер жизни, дети учатся исследовать, искать и по возможности находить.
В зависимости от возраста участников, меняются время, затраченное на каждый этап, и акцентирование тем. Если участники старше оговоренного возраста, то, собрав отдельную группу, можно откорректировать работу, сделав акцент на последнем этапе работы: выяснение закономерностей в развитии жизни ( зависимость одежды, еды, искусства от среды обитания).
P.S. В случае необходимости есть поурочное планирование.