МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ШКОЛА

(действие второе)

АННОТАЦИЯ

Приводятся отчеты по работе над проектами гуманитарного и естественного направлений Второй Летней Международной Компьютерной Школы Юных (МКШ) в г.Дубна в августе 1990 г.

Обсуждаются общая идеология, подготовка и проведение МКШ, краткие характеристики проектов и методические рекомендации по их реализации, вопросы международного сотрудничества и перспективы развития данных направлений.

Предлагаемые проекты могут быть использованы как элементы компьютерного практикума при изучении основных предметов школьной программы.

Assume.

Short descriptions of nature and humanitarian projects realized in 1990 during the Second International Computer School for Youth (ICS) are given in this article.

A set of problems concerning methodology of preparation and realization of science program of ICS, international cooperation in education and development of such approach is discussed below.

The most part of the suggested projects may be used as the elements for computer practice in studying the main subjects of school program.

Бурмистрова-Зуева И.Н., Волокитин В.С., Горская-Белова Т.Б., Дорский Р.Ю., Захарова Е.Е., Захарьева Н.Л., Келлин Н.С., Крутов А.Н., Лундин Р., Менихерт Т., Митин Н.А., Михайлов С.Н., Нодельман С.Я., Семашко В.В., Репин И.В., Хозиев В.Б., Ширков П.Д.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютеризация общеобразовательной школы помимо материально-технических трудностей на сегодняшний день сталкивается с гораздо более серьезными, хотя и менее очевидными, концептуальными, содержательнами и кадровыми проблемами. Малоэффективное введение "Информатики" в арсенал школьных учебных предметов, выбор программирования в качестве основной цели освоения компьютерной грамотности (взамен более широкого контекста этой грамотности - подготовки квалифицированного пользователя компьютерной техники, - к чему в последнее время склоняются во всем мире), использование в основном устаревших принципов создания обучающих программ, ориентация на репродуктивность в организации учебной деятельности школьников с привлечением компьютеров, - все это представляется звеньями одной цепи, начало которой лежит в эмпирическом построении содержания образования и консервативных методов обучения.

Вмести с тем понимание "Информатики" как фундаментальной естественной науки, а компьютеризации как продуктивного средства моделирования, - деятельности, особый психологический статус которой еще необходимо раскрыть, существенно изменяет расстановку учебных дисциплин в школе. Компьютеризация в каком-то смысле дает школе шанс на выправление нынешней кризисной ситуации. Будучи наукой о предельной форме объектов разной природы /ин-форма/, информатика легко восстанавливает межпредметные связи, налаживает синтез учебных предметов, утерянный при развитии дифференциации школьных дисциплин. Система формализованных и неформализованных процедур оснащает мышление школьника соответствующим аппаратом, а особая "демократичность" компьютеризации, выражающаяся в равенстве перед компьютером и дошколят и академиков, ее социально значимая технологичность позволяют пользовательским функциям стать первым опытом реальной, "взрослой", практической деятельности для ребенка. Все это необходимо с надлежащей психолого-педагогической деликатностью реализовывать в конкретных учебных программах, методиках, в гуманном стиле учитель-ученического взаимодействия. Решающую роль в этом процессе обновления могли бы сыграть учителя, имеющие определенный задел в этом направлении, "вырванные" из повседневной школьной текучки и за время совместной разработки соответствующих фрагментов своих курсов в союзе со специалистами-предметниками, квалифицированными программистами и психологами создавшие в МКШ-90 эффективные примеры такого рода программ и методик.

Проведение МКШ-90 предполагает развернутый этап научно-методической подготовки программы (01.01 - 10.07 1990 г.).

Требования к представлению проекта в международную компьютерную школу (МКШ-90).

Идея МКШ: "Программное и учебно-методическое обеспечение для школы руками школьников".

1. МКШ будет состоять из проектов. Проект является содержательно-методически-организационной единицей работы МКШ и направлен на решение конкретной задачи (задач) построения фрагмента учебно-методического обеспечения одного из школьных учебнах предметов с использованием компьютеров.

2. Следуя концепции МКШ, Проект должен предполагать эксперементальную проверку материалов и методики построения учебной деятельности школьников в условиях моделирования ими существенных отношений определенного предметного содержания с привлечением компьютеров.

3. Применение компьютера в Проекте должно быть разнообразным и наряду с освоением определенной предметной области, моделированием ее существенных отношений, должно предусматривать участие каждого школьника в реализации всего комплекса пользовательских задач. Компьютер должен быть ограничено включен в учебную деятельность школьников как средство познания (моделирования).

Подготовка Проекта осуществляется в 3 этапа:

1. Письменная заявка на Проект в Научный совет МКШ (2-3 м/п стр., включающие постановку задачи проекта, описание замысла, характеристика предметной области, оценку традиций и современного положения дел в обучении данному предмету и подходов к компьютеризации этой области). В течение недели Научный совет дает отзыв на заявку, рекомендует конкретное направление подготовки Проекта и назначает дату обсуждения.

2. Обсуждение Проекта на семинаре МКШ (доклад, демонстрация материалов, ответы на вопросы, обсуждение, рекомендации к доработке). Для обсуждения Проекта должны быть представлены: Краткое название Проекта; цели проекта (их должно быть, как минимум, три - создание учебно-методического обеспечения, программного продукта, проведение педагогического эксперемента); подход к построению учебного предмета (анализ традиций, современной ситуации, обоснование своего подхода); обоснование выбора определенного фрагмента учебного предмета для проектной разработки (эскиз общей программы обучения по данному предмету, программа выбранного фрагмента); план реализации Проекта (указание этапов, указание конкретных учебно-методических и программных продуктов каждого этапа, примерное время реализации каждого этапа, "запасные" варианты реализации проекта в случае срывов или непредвиденных ситуаций - программа максимум и программа минимум); учебно-методическое обеспечение Проекта (краткие планы занятий, учебные материалы-схемы, учебные задачи); материально-техническое обеспечение Проекта (машинное время, тип необходимой техники, учебная литература); кадровое обеспечение (какие специалисты необходимы для доработки и реализации Проекта).

3. Окончательное представление Проекта (проводится при участии всех авторов проектов по рекомендованной после обсуждения на семинаре программе для уточнения полной готовности Проекта).


"To be or not to be..."
W.Shakespeare

Этот гамлетовский вопрос встал перед организаторами Первой Международной Компьютерной Школы Юных (МКШ) сразу же после ее окончания.Выбранная модель функционирования МКШ-1 [1] оказалась весьма плодотворной, однако требовала сверхзатрат при ее реализации от нашей небольшой, почти неформальной группы участников Всесоюзного Научно Методологического семинара "Компьютеры и познание". Однако, взвесив все "за" и "против", мы нашли в себе силы продлить жизнь нашему "ребенку" еще, по крайней мере, на один год, сократив при этом почти на треть общее число участников Школы.

Модель МКШ-90.

В целом она осталась практически неизменной и опиралась на апробированные в 1989 году принципы ее подготовки и проведения. Кратко остановимся на некоторых из них (подробнее - в [1]).

Компьютеризация различных направлений современной общественной жизни, в том числе и образования, является не самоцелью и требует кардинального пересмотра и качественного преобразования сложившихся стереотипов человеческой практики. Поэтому МКШ использовалась для проверки правильности наших собственных взглядов на пути развития форм и содержания современного образования в целом и его компьютеризации в частности. Мы стремились в первую очередь привести в соответствие методы обучения принципам педагогики сотрудничества и использовать моделирование для организации эффективной учебной деятельности школьников (подробнее - в [2]).

Основной организационно-педагогической формой взаимодействия преподавателя ( специалиста в соответствующей предметной области ), его ассистентов и учеников является Проект, осуществление которого направлено на разработку и реализацию определенной модели в каком-либо фрагменте учебного предмета из существующей или предполагаемой школьной программы. При этом важно, что развивающее движение участников проекта ( в том числе и руководителя! ) осуществляется сразу по ряду направлений и ориентировано на:

а) углубленное освоение предметной области (фрагмент которой служит предметом исследования) - путем моделирования существенных отношений (с учетом их исторической эволюции) внутри нее;
б) овладение средствами формализации, в первую очередь - аппаратом современной математики и логики;
в) представление полученной модели на персональном компьютере, при котором происходит знакомство с необходимыми техническими средствами, программным обеспечением и, по мере необходимости, c различными языками программирования.

При осуществлении проекта руководитель и его ассистенты выступают как организаторы учебной деятельности школьников, как тактичные посредники между учащимися и различными системами знаний. Их совместная работа может быть квалифицирована в терминах современной дидактики как новая форма школьного практикума - КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ, создание которого имеет, несомненно, социально-полезную значимость. Последнее положительно сказывается на мотивации обучения школьников.

Основным результатом указанной деятельности является освоение участниками проектов начал методологии моделирования как эффективного средства познания действительности и получения нового знания о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе. Овладение этой методологией даст возможность учащемуся преодолеть свойственные нашей системе образования барьеры "предметного" обучения и, в конечном итоге, способствует развитию у обучаемых комплексного системного мировоззрения.

2. Подготовка и проведение.

Разнородность предполагаемых участников по возрасту и уровню (который был заранее неизвестен!) владения предлагаемым материалом, отсутствие однотипной техники, и, самое главное, выбранные нами цели и задачи МКШ, потребовали от авторов тщательной подготовки заявленных ими проектов. Практически эта работа началась еще осенью 1989 года. В дальнейшем, в течение зимы-весны 1990 года, преподаватель должен был защитить на нашем семинаре "Компьютеры и познание" основную идею проекта, детали его осуществления и возможность его реализации в течение трех недель работы МКШ-2 группой исполнителей с учетом ее возможных неоднородностей в возрастном и в языковом планах. В итоге Научно-методическим семинаром были отобраны и допущены для участия в МКШ-2 двенадцать проектов ( их краткие аннотации будут даны ниже), разработанные сотрудниками, преподавателями и студентами ведущих НИИ и ВУЗов Москвы - ИПриМ им.М.В.Келдыша АН СССР, МАИ им.С.Орджоникидзе, МГУ им.М.В.Ломоносова, МФТИ, ВНИИЭПРАНТ ГКНТ СССР, ВНИИПВТИ ГКВТИ СССР, а также учителями школ Москвы.

В первые дни работы Школы ( а она проходила с 15 июля по 5 августа в городе Дубна Московской области) на научной экспресс-конференции и на одном-двух вводных занятиях автор проекта излагал свой замысел и "вербовал" по принципу добровольности коллектив единомышленников-исполнителей. Как правило, в проекте принимали участие от одного до десяти школьников и один-три ассистента - студенты перечисленных выше московских ВУЗов и руководители прибывших в МКШ делегаций. По нашему мнению, такая организационная форма сотрудничества приемлема не только для подобных школ и рядовой средней школы, но и для групп, создаваемых для проведения научных исследований. По крайней мере, для авторов проектов, связавших свою жизнь с научной работой, преимущества "проектов" в отношении активизации научной деятельности выступили довольно ощутимо.

В отличие от предыдущей Школы, все руководители делегаций принимали участие в реализации научной программы, работая либо руководителями проектов, либо ассистентами.

Помимо проектов, научная программа МКШ включала в себя и циклы общеобразовательных установочных лекций
- по вопросам методологии моделирования (лекторы - к.т.н. А.Н.Крутов и к.ф.-м.н. П.Д.Ширков);
- по вопросам психологии ( лектор - к.п.н. В.Б.Хозиев);
- для начинающих программировать и имеющих минимальный опыт программирования на языке Паскаль ( лектор - Гавриченков И.А., студент МАИ).

Полезной традицией МКШ становится организация компьютерного ликбеза для малышей микрорайона, где проводится МКШ, подготовка к которому помогает нам найти и разработать новые эффективные подходы по обучению маленьких детей с использованием современных информационных технологий.

МКШ-2 проводилась на базе СПТУ-67 г. Дубны (директор - Н.И.Федюрко, зам.директора - В.П.Гулякин и А.М.Сиразиев), любезно предоставившего комфортабельные общежития, учебные классы, столовую и помещение для внеучебных мероприятий. Школа полностью финансировалась ИПриМ им.М.В.Келдыша АН СССР ( директор - чл.-корр. АН СССР С.П.Курдюмов, зам. директора Ю.П.Попов, руководитель НТВЦ при Институте В.А.Галактионов). Основная часть ВТ была предоставлена спонсором: два КУВТ Yamaha MSX-2 и четыре ПК Yamaha MSX-1; профессиональные IBM-совместимые компьютеры выделил Всесоюзный Центр Математического Моделирования АН СССР (директор-организатор - академик А.А.Самарский, заместитель директора - Б.Г.Юдин).

В работе МКШ-2 приняли участие восемь делегаций. Пять из них представляли нашу страну: дети сотрудников спонсора (руководитель - Н.А.Митин), слушатели ФМШ "Квант" при Казанском ГУ ( руководитель - П.И.Ильин), ФМШ Иркутского ГУ ( руководитель - В.А.Первухин), ФМШ при МАИ (руководитель - А.И.Баумштейн), учащиеся школ Красноярска ( руководитель - С.А.Мушаилова ). Европа была представлена делегациями Болгарии (руководитель - И.Михайлова), ЧСФР (руководитель - Т.Менихерт), Швеции (руководитель - Р.Лундин). Кроме того, делегация детей сотрудников спонсора по обмену отправилась на аналогичную школу в Болгарию ( руководитель - Келлин Н.С.).

Общее количество участников Школы ( включая учащихся Дубны, работавших в проектах ) составило 60 детей в возрасте от 9 до 16 лет и 34 взрослых. Тридцать их них были непосредственно задействованы в проектах, остальные выполняли специальные обязанности ( врач, бухгалтер, руководитель пресс-центра, плаврук). Рабочие языки - русский, английский и Турбо Паскаль.

С учетом всех затрат (оплата питания, проживания, транспорта, аренда помещений, затраты на спортивную и культурную программы, зарплату преподавателей и обслуживающего персонала) полная стоимость за весь период пребывания в МКШ-2 составила в расчете на одного учащегося приблизительно 550 руб. В среднем на одного учащегося приходилось 0.5 преподавателя и 0.4 ПК.

Так как учебная нагрузка на детей была достаточно велика ( от четырех до шести часов в день, из них от одного до двух часов занятий на компьютере ), пришлось тщательно планировать и организацию досуга, готовить и осуществлять спортивную и культурную программы. Для этого потребовалось активное участие всех преподавателей Школы в ее общественной жизни. Это привело к тому, что совместная деятельность участников МКШ-2 не ограничивалась только работой над проектами в учебное время, но и предполагала их общий отдых. На наш взгляд, именно такая организация подобных школ дает максимальный воспитательный и образовательный эффект (в отличие от искусственного разделения обязанностей между взрослыми участниками школы на педагогов, воспитателей и организаторов, вынужденных решать различные, как правило, непримиримые задачи).

Во время МКШ ребята совершили увлекательные поездки в Москву, Загорск и Дмитров. По вечерам для них устраивались концерты классической и поп-музыки, дискотеки, демонстрировалось кино- и слайдфильмы, проводились вечера делегаций. Разнообразны были и спортивные мероприятия, включавшие турниры по волейболу, настольному теннису, игры в футбол, баскетбол, поездки на природу.

Краткие аннотации проектов.

Как и в 1989г. на МКШ преобладали естественнонаучные проекты. Их было восемь: шесть по физике, один по химии, один по географии. Среди прочих - два относятся к гуманитарному циклу и еще три могут считаться проектами по информатике.

В проекте "СЕМЬЯ СОЛНЦА" (руководители к.т.н. А.И.Крутов и к.ф.-м.н. П.Д.Ширков, см. полный отчет ) моделировалось движение группы тел на примере планет солнечной системы. Так как пожелавшие участвовать в проекте школьники сильно различались по возрасту (пятерым из них исполнилось 15-16 лет, в другой "пятерке" были дети от 9 до 12 лет), то для его реализации пришлось использовать различные модели движения. В старшей группе остановились на модели Кеплера, в младшей - на ее упрощенном варианте с круговыми орбитами. Обе группы разработали математические модели движения планет в гелиоцентрической и в произвольно выбранной планетоцентрической системе координат с неподвижными относительно звезд осями, познакомились с основами тригонометрии и различными системами координат (полярные, декартовы), освоили их преобразования. Следует отметить, что необходимая для реализации проекта подготовка по физике и математике отсутствовала у 70% участников проекта. Практически все школьники в процессе выполнения задания познакомились и освоили требуемые для компьютерной реализации системы программирования.

Разработанные детьми фрагменты программного обеспечения могут стать основой для компьютерного практикума по курсу "Механика" и служить в качестве средств визуализации при изучении соответствующих разделов астрономии и физики в старших классах и естествознания в младших классах средней школы.

Перед участниками проекта "СПУТНИК НА ОРБИТЕ" (руководитель И.Н.Бурмистрова-Зуева, см. полный отчет ) была поставлена задача разработки и реализации на ЭВМ модели движения космического корабля на пассивном участке траектории и построение простейшей модели движения на ее активном участке. При обсуждении физических законов, необходимых для описания движения материальной точки под действием центральной силы, особое внимание уделялось факторам, влияющим на вид траектории. В ходе визуализации на ПК модели движения спутника, участниками проекта была освоена система программирования Турбо-Паскаль. Рассматриваемый учебный фрагмент может быть использован как элемент компьютерного практикума по физике и астрономии в старших классах.

Предметная часть проекта "ДЕМОН МАКСВЕЛЛА" (авторы В.С.Волокитин и С.Я.Нодельман) - термодинамика и строение вещества. Основная его цель - облегчить учащимся переход от механического описания физических систем к принципам статистики. Для реализации этой цели учащимися проекта разрабатывались специальные программные средства - "драйверы" - преобразующие движение большого числа микро-частиц в макро-свойства: давление, температуру и т.д. идеального газа при наличии внешнего воздействия. Созданное в проекте программное обеспечение может быть использовано для компьютерного эксперимента в курсе термодинамики средней школы.

Основной задачей проекта "ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ" (руководитель Н.А. Митин) являлась разработка фрагмента, дополняющего школьный курс механики более подробным знакомством с аэродинамикой. Рассматривалась упрощенная модель движения плоского прямоугольного крыла в воздушном потоке. При разработке математической модели и ее компьютерной реализации школьники познакомились с новыми для себя разделами математики (основами векторной алгебры и элементарными тригонометрическими функциями), механики и программирования (система Турбо-Паскаль, графические средства). Работая над проектом, учащиеся, оценив большие объемы вычислений, необходимые для исследования аэродинамических задач, пришли к выводу о необходимости использования более эффективных средств: изучить и использовать еще не знакомый язык Паскаль вместо знакомого, но медленного Бэйсика.

В проекте "ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ" (руководитель Е.Е.Захарова) решалась задача оптимизации формы огранки драгоценного камня. Объектом исследования был выбран образец классической бриллиантовой огранки с 56 гранями. Рассматривалась его плоская модель, в которой не учитывались потери энергии в камне, а также эффекты поляризации и расщепления света по длине волн. В процессе работы участники проекта познакомились с элементами линейной и векторной алгебры, различными системами координат и их преобразованиями, а также особенностями графического представления информации в системе Турбо-Паскаль.

В проекте "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК" (руководитель Р.Ю.Дорский) делалась попытка провести аналогию с течением жидкости. Вотличие от обычно используемой аналогии с потоком частиц, движущихся в кристаллической решетке и ударяющихся об ее узлы, гидравлическая модель электрического тока более наглядна, и, благодаря сходству уравнений, позволяет анализировать и переносить гидродинамические соотношения на электричество.

Проект "ОСТРОВ-2" (автор Т.Б.Горская-Белова) явился развитием начатой в МКШ-1 разработки, прошедшей апробацию в 1989-1990 учебном году в курсе физической географии для 7 класса. Основная цель проекта состояла в осуществлении перехода от разрозненных и упрощенных понятий физической географии к компьютерному моделированию их существенных взаимосвязей в условиях единого природного комплекса - острова.

Опираясь на методику минимизации используемых в модели понятий, основополагающими условиями формирования природного комплекса были выбраны девять компонент. Среди них: происхождение острова, тектоническое строение, рельеф, климат и др.

Участники проекта были условно разделены на две группы. В первую вошли школьники из Болгарии и Словакии, работавшие в прошлом году в аналогичном проекте и развивавшие его дома. Эта группа разрабатывала климатический блок, совершенствовала формы вывода информации и создавала систему звукового сопровождения.

Во вторую группу вошли дети в возрасте 11-13 лет, не знакомые с программированиемм. Они занимались разработкой классификации животного мира и созданием соответствующей базы данных для "Острова-2", в ходе которого ими было освоено необходимое программное обеспечение.

Усовершенствованный программный комплекс предназначен для использования на уроках географии средней школы. Он разработан на IBM-совместимых компьютерах.

Основная цель проекта "СПРУТ" (руководитель В.В.Семашко) состояла в установлении связи между структурой вещества и его свойствами. Объектом исследования были выбраны простейшие органические соединения. Участники проекта познакомились с современными методами (основанными на математическом моделировании) изучения и конструирования химических веществ, базовыми понятиями теории графов и необходимым программным обеспечением. Разработанные учащимися программы могут быть положены в основу компьютерного практикума для курса органической химии старших классов средней школы.

В ходе работы над проектом "ЯЗЫК" (руководитель С.Н.Михайлов, см. полный отчет) апробировались различные методики преподавания нового материала, основаннные на объектно-ориентированном подходе к изучению основ систематизации знаний. Была разработана базовая часть программного комплекса, ориентированного на обучение предметам со сложными, слабо формализованными, иерархическими системами понятий. В частности, этот комплекс может быть применен в языковых курсах на основе имеющихся методик ознакомления с синтаксисом и орфографией.

Комплекс реализован в системе языка программирования Турбо-Паскаль 5.5 для IBM pC/XT.

В основу проекта "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ЭВМ" (автор И.В. Репин) были положены оригинальные разработки по преподаванию музыки и цветной графики, основанные на принципах конструирования художественных композиций. Четкое формулирование этих принципов и подбор примеров позволили построить интегрированный подход к обучению. Работая над проектом, участники овладели основными принципами конструирования художественной композиции и применили их на практике при создании иллюстрационной и моделирующей программы на языке Турбо-Паскаль 3.0.

"ДЕТСКИЙ САД" (руководитель Н.Л.Захарьева) существенно отличался от варианта прошлого года. В МКШ-89, при более напряженном графике занятий, удалось опробывать идеи, которые предполагается положить в основу некоторого систематического курса. При этом компьютер не доминировал в процессе обучения.

В 90-м году было две группы: старшая (8-10 лет) и младшая (6-7 лет). Им был предложен короткий курс - не более 12 занятий - с краткой вводной "теоретической" частью и 30-45 минутами работы на компьютере.

В младшей группе занималось приблизительно 15 детей, до этого не знакомых с компьютерами. Естественно, они хотели узнать, что он "может". Это желание детей было направленно на демонстрацию различных сфер применения компьютера и знакомство с алгоритмизацией и программированием. Акцент делался на ограничения, присущие любому программному средству, способы и специфику "общения" с компьютером, а также наличие наглядных и простых алгоритмов. Использовались программные средства: paintmaster, printmaster, TOR (текстовый оконный редактор), исполнитель "жук".

Вторая группа - старшая - занималась программированием с использованием пакета графики Turtle (моделирующего ЛОГО в среде Turbo pascal) и аппробированной в МКШ-89 методики.

Проект "LEGO-КОНСТРУКТОР" (руководитель R.Lundin, Швеция) поразил Советских участников своим техническим обеспечением. В нем школьницы из Швеции, не умевшие ранее программировать, знакомились с основами алгоритмизации, управляя при помощи специального интерфейса простым роботом, собираемым из детского конструктора. Для этого использовался язык с простыми логическими структурами.

В проекте "ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ" (руководитель T.Menigert, ЧСФР), дети, имевшие "программистский" опыт совершенствовали свое мастерство в процессе создания учебно-игровых программ типа "быки и коровы", "каллах" и др.

Работа делегации, выезжавшей в Болгарию.

Группа формировалась из слушателей Компьютерной школы, работающей при Институте Прикладной Математики им.М.В.Келдыша АН СССР. В апреле - мае 1990 г. учащимся была предложена самостоятельная работа, включающая 20-25 задач (для разных классов) повышенной сложности, тематика которых являлась продолжением изучаемых в течение учебного года тем. Результаты этой работы имели значение, как в контрольном так и в конкурсном планах: на их основе были сформированы делегации учеников школы для поездки в аналогичную МКШ школу в Благоевграде (Болгария). Поездка в Благоевград была проведена с 17.07.90 г. по 02.08.90 г. в порядке обмена с болгарской стороной группой школьников от Министерства народного просвещения НРБ участвовавших в работе МКШ-2 в Дубне.

Участниками делегации являлись следующие школьники.
1. Галактионов Александр - 7 класс.
2. Золотарев Петр - 9 класс.
3. Маслянкин Алексей - 8 класс.
4. Михайлова Полина - 7 класс.
5. Орлова Ольга - 8 класс.
6. Середенко Ольга - 8 класс.

Летняя школа по естественно-математическим дисциплинам проводимая под научным руководством Софийского университета (отделом ученического творчества) является единым всеболгарским мероприятием. В частности, в Благоевграде помимо нашей делегации и ожидавшихся из ГДР и ЧССР, были группы школьников из Пловдива, Хасково, Софии, Варны, Толбухина и других городов Болгарии.

Проведение занятий в ней имеет ряд отличий от МКШ, основным из которых является преобладание лекционной формы. Это, видимо, объясняется в первую очередь возрастным составом школьников, большинство из которых достигли 10 и 11 классов. Исключением являлись курсы биологии и астрономии в рамках которых проводились практические занятия: наблюдения за звездами и солнцем и походы на биостанцию в заповеднике ("резервате" по болгарски). Тематика лекций аналогична той, которая принята в большинстве вечерних школ ведущих вузов Москвы: примерно 60% их тем соответствуют стандартной школьной программе и углубляют ее, а остальные 40% - из разряда факультативных. Характерными примерами могут являтся лекции по математики "Решение систем уравнений повышенной сложности" с одной стороны и "Геометрия выпуклых фигур" - с другой.

Выбор лекций участниками советской делегации был таков:

Астрономия - Галактионов.
Математика - Золотарев и Маслянкин.
Физика и биология - Михайлова, Орлова и Середенко.

Трудности, связанные с освоением нового материала были стандартны, очевидны и заранее ожидаемы - возрастные и языковые. В языковом смысле больше страдали девочки: физика и биология оказались заметно "менее интернациональны" нежели математика. С другой стороны занятия математикой оказались много сложнее, чем ожидалось, в смысловом отношении - разница в возрасте делала средний темп лекций труднопереносимым, а на различия в языках, наоборот, жалоб почти не было. Заведомо было известно, что знания болгарского языка у всех наших школьников одинаковы - нулевые, следовательно, подтверждены известные слова Гиббса: "Математика - это язык". Таким образом аналогично сопряженным величинам в физике (координата-импульс и др.) или дополнительным в computer science (время счета и объем памяти) в педагогике, а точнее в работе интернациональных коллективов, есть, как минимум одна пара сопряженных величин - барьеры возрастной и языковый.

Все это вместе взятое, делало необходимым проведение руководителем делегации дополнительных семинаров после лекций с целью выявления возможного недопонимания и переосмысления вновь узнанных фактов, относящихся к программе старших классов.

Что касается астрономии, то интерес к ней и хорошая подготовка единственного русскоязычного слушателя данного курса с одной стороны и мастерство лектора с другой позволили Саше быстро преодолеть оба барьера, и по отзыву лектора, сделать свое участие в проекте весьма полезным и для остальных его участников - учеников старших классов.

Руководитель делегации прочел 6 лекций по проблемам применения естественнонаучных и статистических методов в лингвистике и в хронологии Древнего Мира и Средневековья. За каждой из них для советских школьников и для наиболее заинтересовавшихся болгарских учащихся следовал семинар по той же теме. Тематика лекций была такова:
1. Астрономический метод датировки древних текстов. Гороскопы, затмения, сверхновые, пасхальная традиция.
2. Радиоуглеродный метод датирования. Оценка его точности. Передатировка Плащаницы Христовой. Дендрохронологический и магнитный методы датирования.
3. Традиции, заложенные при построении ортодоксальной хронологии Древнего Мира и Средневековья.
4. Статистические методы датирования - I. Принципы малых искажений и корреляции максимумов.
5. Статистические методы датирования - II. Принцип затухания частот.
6. Лингвистические проблемы идентификации авторов древних текстов. Авторский инвариант русских литературных текстов.

В начале и в заключение цикла лекций были проведены два тестирования болгарских школьников, тексты которых приводятся в Приложении. Результаты тестирований не содержали неожиданностей: старшеклассники, приехавшие на естественно-математическую школу оказались подготовленными достаточно, чтобы хорошо (практически без ошибок и пробелов) ответить на первые три группы вопросов. Знание ими истории оказалось на уровне примерно нулевом (то есть таким же, как и у советских участников проекта История на МКШ-1). Здесь уместно отметить так поразившее всех советских школьников хорошее знание болгарами русского языка, явно несравнимое с их знанием любого иностранного, включая английский, языка.

Культурно-спортивная программа школы состояла из занятий плаванием и нескольких экскурсий по историко-архитектурным центрам городов Благоевграда, Петрича, Мельника и Софии, экскурсиям в Рыльский монастырь и к мемориалу царя Самуила, концерта болгарской народной музыки и однодневного турпохода по горным окрестностям Софии.

Руководитель делегации участвовал в трех методологических семинарах (двух на школе в Благоевграде и одном в Софийском университете), на которых он рассказал о проблемах и перспективах организации следующих МКШ. В целом поездка советской делегации прошла успешно, а в дальнейшем целесообразно продолжение сотрудничества в рамках МКШ особенно с летними школами в Пловдиве.

Заключение.

Подведем некоторые итоги.

Прошедшая школа еще раз показала, насколько необходимо использовать в учебном процессе наиновейшее оборудование. Несмотря на то, что КУВТ Yamaha-MSX предназначен специально для образования, имеющиеся в его программном обеспечении средства вынуждали наших учеников тратить в двое большее время на отладку программ по сравнению с аналогичной средой Turbo-pascal для IBM-совместимых ПК. Кроме того, графика MSX требует тщательной компоновки палитры и зачастую не позволяет получить желанный вид изображения. Больше всего при этом страдали самые младшие участники проектов.

Несмотря на предварительно проведенную тщательную проработку проектов их авторами, основное время исполнителями было потрачено на программную реализацию выбранных моделей. При этом, естествено, "страдала" предметная область, о которой в ряде проектов к моменту окончания Школы попросту забывали. Отсюда следует вывод, весьма важный для дальнейшего развития проектой системы образования: необходимо подбирать такие постановки задач для школьников, которые совмещали бы в себе предельную ясность и полноту предметной области с предельной простотой реализации на компьютере основных моделей.

Особую атмосферу в Школе создали самые юные ее участники. Их неподдельный интерес ко всему происходящему, детская восторженность и страстное желание не отстать от взрослых омолодили (не только физически, но и морально!) всех нас и придали нам дополнительные силы.

Литература.

1. Брусиловский П.Л., Буланова Н.Л. и др. Международная компьютерная школа: проблемы и перспективы.
ЭВМ в образовании. Педагогические программные средства. Рига: ЛГУ им.П.Стучки, 1989, с.5-28.

2. Крутов А.Н., Павлов С.И., Цилевич Б.Л., Хоэиев В.Б., Шир- ков П.Д. Интегрированный курс "Естествознание": деятельность, моделирование, компьютер.
ЭВМ в образовании. Педагогические программные средства. Рига: ЛГУ им.П.Стучки, 1989, с.29-34.